- Правила вождения автопогрузчика
- Документы, необходимые для начала обучения
- Прохождение экзамена
- Какие документы должен иметь водитель погрузчика
- Обязанности и условия работы
- Курсы водителей погрузчика категории В, С
- Что нужно для получения прав
- Классика жанра
- Панель Deluxe для управления погрузчиком Bobcat
- Подготовка и аттестация водителей погрузчика категории В, С
- Обучение вождению
- Мнения пользователей
- Начало движения и остановка на склоне
- Интересные решения
- Разряды при работе погрузчиком
- Слово инновациям
- Какие документы должен иметь водитель для грузоперевозок
- Где и как получить права
Правила вождения автопогрузчика
Автопогрузчик представляет собой машину с функцией подъема грузов и перемещения их по территории предприятия.
Такая спецтехника бывает различных типов в зависимости от:
- типа захвата грузов (вилочные, ковшовые);
- типа двигателя (может работать от электричества или на дизельном, бензиновом или газовом топливе);
- типа шин (пневматические, цельнолитые);
- типа расположения подъемника (боковые и фронтальные).
Специфика работы по управлению автопогрузчиком, сопряжена с определенной опасностью как для самого водителя, так и для окружающих, особенно в закрытых помещениях, пространство которых ограничено, таких как склад или супермаркет. Риск наступления травм и несчастных случаев в таких условиях достаточно высок
Поэтому при работе на такой спецтехнике важно учитывать:
- габариты ТС;
- возможную высоту по которую поднимается груз;
- максимальную грузоподъемность техники;
- возможность прикреплять навесное оборудование;
- специфику управления;
- тип трансмиссии.
Избежать производственного травматизма помогает обучение вождению такого вида техники, как атвопогрузчик.
Важно! Предприятию, допустившее к работе с погрузочной спецтехникой сотрудника, у которого отсутствует водительское удостоверение на погрузчик, ждут высокие штрафы. Поэтому для получения работы, связанной с управлением спецтехникой такого типа в обязательном порядке необходимо пройти обучение.
Документы, необходимые для начала обучения
- заявление (на имя инспектора Гостехнадзора)
- паспорт (удостоверение личности), 2 стр. (фото, прописка)
- Для иностранных граждан копия свидетельства о регистрации;
- медицинская справка с особой отметкой: «Годен к управлению тракторами и другими самоходными машинами»;
- водительское удостоверение (если имеется);
- удостоверение тракториста-машиниста (если имеется), если имеется удостоверение к нему Индивидуальная карточка (оригинал)
- Две фотографии 3 х 4 с левым белым уголком, на матовой бумаге без напыления
- Оплаченная квитанция госпошлины 500руб. (за выдачу удостоверения) предоставить до экзамена
- при сдаче на категорию «А1»(квадроцикл) в мед справке должна стоять отметка «Годен к управлению тракторами и другими самоходными машинами, в т.ч. внедорожными мототранспортными средствами», и открыт пункт 1 (открыта категория А) – медицинские противопоказания к управлению мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами отсутствуют.
Образец справки:
Прохождение экзамена
После прохождения обучения осуществляется сдача тестового задания. После этого ученику выдаётся документ об успешном прохождении курсов. Но основной экзамен сдаётся в Гостехнадзоре. Помимо свидетельства о прохождении автошколы туда необходимо принести ещё и справку о состоянии здоровья. После этого согласовывается дата прохождения экзамена.
Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Экзаменатором является инженер-инспектор Гостехнадзора. Теоретический экзамен проводится в виде теста, либо сдаётся устно. Для допуска к сдаче практической части экзамена необходимо успешное прохождение теоретической.
Первый этап практического экзамена проводится на специальной площадке, где испытуемый показывает навыки вождения и управления погрузчиком. На втором этапе экзамен проходит в обычных городских условиях, то есть в реальной обстановке.
В случае успешной сдачи кандидату выдаётся удостоверение (права на погрузчик), дающее право на работу машинистом-погрузчиком.
Какие документы должен иметь водитель погрузчика
Погрузчики могут работать от электричества, на бензине, на газе, а потому и возникают иногда проблемы, с которыми сталкиваются работодатели, принимая на работу водителей погрузчиков. Нужно внимательно посмотреть документы, в которых указывается, разрешение на работу с каким видом погрузчика есть у водителя. Как правило, в разрешении на работу может просто стоять «водитель погрузчика», а уточнение есть только в водительском удостоверении.
Электрические погрузчики не поднадзорны, права Гостехнадзора на них не нужны, но работник должен иметь удостоверение водителя электропогрузчика с указанием в нём типа машины, на которой он имеет право работать. Это может быть водитель электротележки или водитель аккумуляторного погрузчика и т.д.
Автопогрузчики или погрузчики с двигателем внутреннего сгорания подлежат Гостехнадзору, а потому работник должен получить удостоверение тракториста-машиниста, чтобы иметь право управлять самоходной машиной.
Самоходные машины подразделяются по категориям и по видам техники, а потому в Правах кроме категории всегда указывается тип машины как «Особые отметки». Например: Е-трактор, В-погрузчик, С-погрузчик.ъ
Водитель электропогрузчика должен иметь такие документы:
- медицинская справка с заключением о пригодности к работе водителем погрузчика;
- фотография формата 3×4 см.
Водитель автопогрузчика должен иметь такие документы:
- копия паспорта (первая, вторая стр. и прописка);
- медицинская справка водителя, в которой указано о пригодности к управлению самоходными машинами;
- копия документа о специальном образовании или копия удостоверения;
- два фото размером 3×4.
Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже
Обязанности и условия работы
В обязанности водителя погрузчика входит управление грузозахватной техникой. Это означает, что он должен уметь обеспечивать техническое обслуживание вверенного ему агрегата и в случае необходимости осуществлять ремонт. Перед каждым выездом погрузчика водитель обязан проводить тщательный осмотр техники на предмет готовности к работе.
Стоит отметить, что условия работы у водителей погрузчиков разные. Это может быть работа как в помещении, так и на открытом воздухе. Кроме того, нередкими являются случаи, когда работать приходится с учетом перемещения по проезжей части, выездом на дороги общего пользования – в данном случае водитель погрузчика становится официальным участником дорожного движения и обязан иметь права водителя автотранспорта или тракториста-машиниста. Поэтому, помимо знания технических характеристик автопогрузчика, способов загрузки/выгрузки товаров, условий их подъема, транспортировки и укладки, водителю погрузчика нужно обязательно знать ПДД. А человек, управляющий автопогрузчиком, должен досконально знать правила безопасности по эксплуатации погрузочной техники и правила по охране труда.
Рассмотрим, например, требования, предъявляемые к водителю погрузчика 3-го разряда:
«Характеристика работ. Управление автопогрузчиками грузоподъемностью до 1,5 т, аккумуляторными погрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Техническое обслуживание и текущий ремонт погрузчика и всех его механизмов. Установка и замена съемных грузозахватных приспособлений и механизмов. Участие в проведении планово-предупредительного ремонта погрузчика и грузозахватных механизмов и приспособлений. Заряд аккумуляторов.
Должен знать: устройство обслуживаемых погрузчиков; способы погрузки, выгрузки грузов из всех видов транспорта; правила подъема, перемещения и укладки грузов; правила дорожного движения, движения по территории предприятия, пристанционным путям и установленную сигнализацию; элементарные сведения по электротехнике».
Итак, даже для водителя погрузчика 3-го, низшего разряда, необходимо:
– знание правил дорожного движения;
– знание правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
– знание межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
– знание межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек;
– иметь группу по электробезопасности III, подтвержденную в установленном порядке (для водителей электропогрузчика).
Курсы водителей погрузчика категории В, С
Чтобы работать на погрузчике, недостаточно иметь специальное удостоверение, потому как требуется еще и допуск по безопасности. Имея такой специализированный допуск, имеется возможность самостоятельно обслуживать эту специализированную технику, которая используется для погрузки и разгрузки разнообразного груза. Этот момент в обязательном порядке требуется понимать и полностью учитывать, если вы планируете получить удостоверение на электропогрузчик.
Профессия водитель погрузчика категории С востребована везде и пользуется повышенным спросом. Имеется прекрасная возможность осуществлять действия в области промышленности, а также торговли и строительстве. Работая на этой специализированной технике, водитель погрузчика не только должен уметь правильно управлять им, но и уметь безопасно и качественно погрузить и разгрузить необходимый груз.
После полного курса обучения, слушателю выдается удостоверение водителя электропогрузчика, а также свидетельство о профессии и копия протокола. Специализированные курсы созданы, чтобы обучать будущих водителей погрузчика с учетом действующих правил безопасности. Этот вид деятельности предполагает работу с различными типами грузов, поэтому при такой деятельности имеется повышенная вероятность травматизма, поэтому к технике безопасности необходимо относиться максимально серьезно и ответственно. При выполнении различных типов работ на предприятиях, которые связаны со сложной погрузкой или же разгрузкой разнообразных грузов, потребуется в обязательном порядке соблюдать нормы безопасности.
Специализированные курсы вождения электропогрузчика включают в свой состав не только теоретическое, но и практическое обучение слушателей. После этого, слушателю потребуется изучить экзаменационные билеты водителя погрузчика категории В С, которые дают возможность проверить полученные умения по специальности. Требуется быть настоящим профессионалом и на постоянной основе повышать имеющуюся квалификацию, понимать новые нормативы и правила соблюдения техники безопасности при осуществлении различных работ. Это в заметной степени поможет снизить вероятность серьезных травм при завершении определенных видов работ.
Наш учебный центр, где у слушателей имеется отличная возможность получить специализированное удостоверение — водитель погрузчика 4 разряда категории С, уделяет особое внимание к соблюдению действующих правил безопасности при выполнении разных видов работ. Все занятия, осуществляемые в учебном центре, проходят в специальных классах, где имеется возможность наглядно изучить большое число моментов, которые могут возникнуть на практике
Это позволяет слушателям, максимально полно понять теорию и ознакомиться с различными моментами, которые могут возникнуть при выполнении работ с использованием специализированной техники.
Что нужно для получения прав
К работе на автопогрузчике допускаются лица, имеющие права водителя автопогрузчика, а также обладающие специальными навыками и придерживающиеся необходимых правил безопасности. Знания можно получить на специальных курсах.
Первое условие — совершеннолетие. По его достижению гражданина могут допустить к сдаче экзамена, проводимого Гостехнадзором. В случае успешной сдачи ему выдаются права. Существует и еще одно главное условие — отсутствие каких-либо медицинских противопоказаний, которое подтверждается соответствующей справкой.
В автошколах (учебно-курсовых комбинатах) от будущих водителей также требуют предоставить:
- паспорт;
- водительские права;
- пару фотографий размером 3 на 4.
В случае отсутствия водительских прав сдача экзамена на знание ПДД является обязательной.
Классика жанра
Механическое управление с участием рычажного механизма характеризуется простым исполнением и надежностью в процессе эксплуатации. Оно гарантирует непосредственную связь оператора (рук или ног) с тормозом или фрикционом, обеспечивая высокую степень «чувствительности» управления агрегатом.
Рычаги и педали, использование которых имеет место в ходе каждого рабочего цикла, так расположены в районе сиденья, чтобы их движение происходило на себя или же от себя, то есть вдоль платформы (поворотной). Практика показала, что такой способ гораздо меньше утомляет оператора, чем если бы ему пришлось отклонять рычаги в стороны.
Рычажная система управления характеризуется немалым количеством:
- шарнирных соединений;
- тяг;
- рычагов.
Процессы трения, происходящие в каждом шарнире, требуют от машиниста приложения серьезного усилия к рычагам/педалям. И, несмотря на то, что тяги и места соединения оснащены закаленными пальцами и втулками из стали, они изнашиваются довольно быстро. Если же техника часто простаивает, необходима регулировка системы управления. Кроме того, значительно усложняет процесс обслуживания необходимость регулярного смазывания шарниров.
В экскаваторах-погрузчиках, оснащенных механическим управлением, применяются сервоустройства, которые позволяют перенаправлять на включение основных фрикционов мощность мотора, который вращает и трансмиссию. Такие устройства еще называют сервофрикционами.
Панель Deluxe для управления погрузчиком Bobcat
Управление погрузчиком Bobcat осуществляется через приборную панель класса Deluxe. Панель Deluxe имеет многоязычное исполнение, отображает данные в метрических или британских единицах, имеет экраны справочной информации, цифровые часы и счетчик моточасов. Эта панель включает в себя большое количество функций, начиная от мониторинга состояния основных рабочих систем погрузчика, заканчивая блокировкой при необходимости опасных режимов работы машины. На панели управления погрузчиком Bobcat Deluxe находятся органы управления и дисплеи, передающие информацию оператору о функционировании различных систем погрузчика. Панель управления погрузчиком Bobcat содержит три основных прибора: тахометр и указатели уровня топлива и температуры двигателя, а также электронный блок, который информирует о частоте вращения двигателя погрузчика, скорости и наработке. В систему управления погрузчиком Bobcat входит сигнальная панель, которая находится рядом с приборной панелью. На сигнальную панель с установленного на заднем мосту информационного датчика передается сигнал о снижении нагрузки на задний мост, т.е. начале отрыва колес от земли и у оператора есть возможность справиться с этой экстренной ситуацией.
Подготовка и аттестация водителей погрузчика категории В, С
По завершению полного курса обучения в учебном центре слушатель должен будет в обязательном порядке пройти специализированную аттестацию. После полного завершения аттестации, работнику будет выдан специальный документ, который официально разрешает осуществлять работы с использованием погрузчика
Важно отметить такой факт, что при прохождении полного курса обучения, очень важное внимание уделяется строгому соблюдению действующих правилам и нормам соблюдения безопасности. Это позволит избежать разных сложностей при выполнении различных процедур
Как пройти обучение водителя погрузчика категория В
Профессия водителя специализированной техники, такой как погрузчик, требует планового прохождения специализированной переаттестации и последующего повышения степени квалификации
Это имеет важное значение, потому как с течением определенного промежутка по времени, действующие правила могут быть изменены и определенным образом дополнены. Все это должен понимать и четко знать работник, который работает по данной специальности
Чтобы эффективно и максимально безопасно осуществлять работу на погрузчике, потребуется периодически проходить специализированные курсы. Они подразумевают значительное число теоретической информации, которая необходима будет водителю погрузчика при осуществлении своей деятельности. Имеется возможность получить и практические навыки управления погрузчиком в различных ситуациях. Обучение позволяет слушателю получить все требуемые знания для того, чтобы осуществлять различные виды деятельности.
Обучение вождению
Сесть за руль погрузчика и получить удостоверение может любой гражданин РФ, которому исполнилось 18 лет.
За период обучения, которое проводится специализированными учебными заведениями, можно получить необходимые знания, связанные с техническими характеристиками и устройством автопогрузчика, что позволит не только управлять им, но и ремонтировать и обслужить технику такого типа.
Программа обучения согласовывается с Гостехнадзором. За период обучения будущему водителю предстоит изучить:
- правила работы сданным видом спецтехники;
- устройство ТС;
- специфику работы данного ТС в закрытых помещениях и на открытых площадках;
- ПДД (для тех водителей, которые не имеют обычных прав);
В практический курс входит обучение:
- маневрированию;
- перемещению грузов разных размеров по всем видам покрытия (асфальт, грунт);
- вождению в различных погодных условиях.
Сдача экзамена также предполагает два этапа: теоретический и практический. Если ученик не сдал экзамен с третьего раза, курс обучения придется проходить вновь.
Полученный в ходе обучения опыт поможет снизить риск производственного травматизма.
Право водить погрузчик обучение не дает. Свидетельство, которое выдаст учебное заведение, дает только допуск к сдаче экзаменов.
Обучившись и получив свидетельство, водитель, как правило, интересуется, где получить права на погрузчик. Их выдачей занимается Гостехнадзор.
Поэтому перед тем, как поступать на курсы, необходимо удостовериться, что учебное заведение имеет соответствующую аккредитацию в Гостехнадзоре, что даст возможность получить права.
Обратите внимание! Управление спецтехникой, мощность двигателя которой не превышает 4 кВТ, не требует получения прав, достаточно свидетельства о том, что обучение пройдено. .
Мнения пользователей
Российские владельцы экскаваторов-погрузчиков не спешат переходить на новую систему. Они принимают участие в соответствующих тест-драйвах:
Я отправил оператора на тест JCB 4CX с джойстиками. Результат: в плюсах увеличение производительности. В минусах невозможность совмещения операций. Например, теперь через канаву перелезть не может. Так же в минусах надежность. Я бы последний пункт опустил, если бы не наш не совсем обязательный сервис.
А вот, кстати, мнение относительно тех 200—300 тысяч рублей, которые дополнительно просят за джойстиковую систему управления:
Сам по себе электропривод не является хоть сколько-нибудь сложным устройством, соответственно при изготовлении техники на джойстиках себестоимость продукции практически не увеличивается. Самому заводу эти комплектующие обходятся тысяч в пять рублей НЕ БОЛЬШЕ! А теперь думайте сами как ЭТО называется, когда за какой-то джойстик просят 300 тыс рублей. Побоялись бы бога!!! Это же цена нового инжекторного автомобиля малого класса оборудованного различными электроприводами (тех же окон). За эту цену можно купить новую дэу-нексия, а не джойстик там какой то.
Если по теме, то джойстик конечно нужен, продать потом будет легче и дороже!
Перечитав означенную тему, можно сделать следующие выводы. Инновации, конечно же, имеют массу преимуществ:
- более точное и дозированное управление выполняемыми операциями;
- высокий уровень эргономики: в процессе работы спина прижата к спинке сиденья, а на поясницу не действует никаких нагрузок, потому что в работе находятся только кисти рук;
- отсутствие требований к расположению ног;
- отсутствие тумбы с рычагами значительно улучшило обзорность;
- более тихая работа ввиду отсутствия гидронасоса в системе управления.
Но и некоторых недостатков они не лишены:
- необходимость поднятия рулевой колонки при работе джойстиками (не во всех моделях);
- соблюдение некоторых правил предосторожности (в частности, не следует пытаться подтянуться в кабину, ухватившись за джойстик).
В конечном итоге участники форума приходят к следующему выводу:
Если есть возможность, берите на джойстиках
Джостики однозначно удачнее и приятнее в работе!
И вот еще:
хотелось бы поделиться опытом и немного развеять сомнения по поводу «джойстиков»: 7 лет работаю на импортных полноповоротных экскаваторах и все они были с сервоуправлением, т.е. с джойстиками. И проблем ни на одном из них не было. Единственное из-за халатного обслуживания и возраста техники возможно подтекание колонок, но всё это решается установкой ремкомплекта и это бывает «раз в тысячу лет». Все иномарки полноповоротные на джойстиках-комфорт для машиниста и удобство в работе.
Начало движения и остановка на склоне
1. При трогании с места на склоне, потяните рычаг стояночного тормоза назад. (Стояночный тормоз включен)
2. Постепенно нажимая педаль акселератора (отпуская педаль сцепления на погрузчике со сцеплением), медленно отпускайте рычаг стояночного тормоза, чтобы погрузчик начал движение. (Стояночный тормоз выключен)
3. После начала движения полностью отпустите рычаг стояночного тормоза. Скорость движения на подъем регулируется степенью нажатия педали акселератора.
4. При торможении или остановке погрузчика на подъеме постепенно отпускайте педаль акселератора (одновременно нажимая педаль сцепления на погрузчике со сцеплением); перед остановкой погрузчика нажмите педаль тормоза.
5. После остановки на склоне вытяните рычаг стояночного тормоза назад. (Стояночный тормоз включен)
Интересные решения
Специально для тех, кто еще не определился, какую систему управления стоит выбирать, некоторые производители комплектуют кабину сразу двумя системами. Поэтому переход с джойстиков на рычаги или рычаги/педали возможен с использованием соответствующего переключателя.
Сказать, что владельцы спецтехники массово полюбили инновационную систему управления нельзя. Разве что те, кто владеет полноприводным ЭП, причем с равновеликими колесами и возможностью управлять сразу всеми 4-мя. Присутствие здесь джойстиков — как нельзя более кстати, потому что много внимания требует контроль хода, ведь он значительно сложнее, чем у моделей, не имеющих полного привода.
Разряды при работе погрузчиком
В зависимости от степени квалификации специалиста по работе с погрузчиками ему присваивается тот или иной разряд.
- 2 разряд. Предполагает минимальные полномочия по работе с техникой. Обладатель этого разряда может работать под контролем более опытного специалиста. Также он может помогать в ремонте техники.
- 3 разряд. Даёт возможность работать с небольшими погрузчиками, в том числе производить ремонт и обслуживание машин.
- 4 разряд. Позволяет работать с погрузчиками средней мощности. Также в его обязанности входит ремонт и агрегатов.
- 5 разряд. Водители, получившие этот разряд, могут работать с крупногабаритной техникой, например с экскаваторами и бульдозерами.
- 6 разряд. Используется для управления тракторным погрузчиком, имеющим максимальную мощность, если он используется как экскаватор или бульдозер.
Слово инновациям
После того как многие производители стали широко использовать электронику при оснащении своего модельного ряда, многие ЭП стали оснащаться электрическим сервоуправлением с применением джойстиков.
Кстати, на форуме экскаватор.ру рекомендуют отдавать предпочтение исключительно сервоуправлению:
Смотря какие джойстики если сверво-управление то это отлично, если электро, то ничего про них сказать не могу, знаю что элетро-джостик выходит быстро из строя
Если проанализировать предложения на рынке, то видно, что в некоторых случаях джойстиковое управление — пока еще опция, а в других — элемент базовой комплектации.
Если сравнивать его с рычагами, то первое достоинство — меньшее количество усилий, которое необходимо прилагать в процессе выполнения производственного задания. Это очень удобно и отлично выражается в виде повышения производительности.
Какие документы должен иметь водитель для грузоперевозок
Правила грузоперевозок прописаны в главе 40 «Перевозка» и главе 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ. Ведь за каждой грузоперевозкой стоит сделка, а она должна быть документально оформлена. Потому водитель, которому доверили груз, должен иметь кроме водительских документов и документов на транспортное средство еще и документы на перевозимый груз. И так, полный список документов водителя для грузоперевозок включает в себя:
- удостоверение водителя;
- лицензионная карта и свидетельство о допуске при перевозке опасных грузов;
- при перевозке негабаритных грузов нужно иметь разрешение и пропуск из ГИБДД;
- доверенность владельца транспорта на управление;
- копию договора о найме, если это наёмный рабочий, а не ИП.
- паспорт транспортного средства;
- талон технического осмотра автомобиля;
- страховой полис обязательного страхования;
- путевой лист;
- товарно-транспортная накладная.
Где и как получить права
Если лицо полностью соответствует всем вышеперечисленным требованиям, то оно может обращаться в любую сертифицированную автошколу, которая готовит водителей автопогрузчиков.
Обучение длится 3 месяца и особо не отличается от занятий, которые проводятся в обычной автошколе. Утверждение программы обучения — прерогатива Гостехнадзора. Согласно ей, сначала осваиваются теоретические материалы, и только затем полученные знания применяются в ходе практических занятий.
Изучение теории происходит в специально оборудованных классах с использованием стендов, наглядных пособий и компьютерной техники. Обучаемые знакомятся с существующими видами погрузчиков: дизельными, бензиновыми, электрическими.
Изучение технических характеристик, типов трансмиссии и многих других моментов необходимо для того, чтобы верно рассчитывать вес транспортируемых материалов и правильно вписываться в повороты. Также каждый водитель при необходимости обязан уметь оперативно произвести оценку состояния машины и ликвидировать неисправность.
Наиболее интересная часть курса — закрепление теоретических знаний на специально оборудованном автодроме. Все практические занятия проходят под контролем опытных инструкторов.
Понятно, что стандартной программы обучения для получения необходимых навыков недостаточно. Поэтому можно либо посещать дополнительные индивидуальные занятия, либо постигать премудрости управления техникой в «боевых» условиях, то есть, непосредственно на рабочем месте.
После того, как теоретический и практический курс пройден, среди учеников проводится тестирование с последующей сдачей экзамена (внутришкольного). Итоговый экзамен принимает представитель Гостехнадзора. Теорию курсанты сдают по билетам, а практику — на автодроме. После успешной сдачи экзамена права выдаются в течение нескольких недель. Помимо них водителю вручается также выписка из протокола. Каждого нового владельца прав Гостехнадзор заносит в свою базу данных.
От того, какой разряд был присвоен водителю автопогрузчика, зависит его востребованность на рынке труда. Естественно, чем выше он, тем шире перечень моделей погрузочной техники, которыми имеет право управлять новоиспеченный водитель. Срок действия прав составляет 10-ть лет. По истечению этого времени прохождение переподготовки, а также замена прав — обязательны.