Жизнь русских в Пекине

русский магазин в Пекине

Русский район в Пекине

Первые месяцы проживания в Китае были нелегкими, и я очень скучала по дому. Именно тогда мне сказали о том, что в Пекине имеется так называемый «Русский район», известный в Пекине как «Ябаолу», где все разговаривают по-русски, где можно встретить наших, где есть даже русский клуб, частым гостем которого являются наши знаменитости.

Жизнь русских в Пекине

И мы с подругой понеслись. Нам представлялся спокойный богатый райончик, где в основном живут русскоязычные, где не встретишь китайцев и сможешь полностью абстрагироваться от всей той китайской суетливости, с которой сталкиваешься каждый день, район с красивыми зданиями и русской культурой.

Жизнь русских в Пекине

Оказавшись в Ябаолу, мы поняли, что это не совсем то, что мы себе представляли. Ябаолу — район с огромным количеством многоэтажных магазинов, где можно приобрести товар оптом. Здесь действительно все разговаривают по-русски, даже китайцы, хоть и на ломаном, и действительно мы встретили много наших, из стран бывшего Советского Союза. В этом районе нам приоткрылась завеса того, где именно приобретается товар, который мы покупаем на рынках и в магазинах наших стран, и по какой цене…

В Ябаолу можно приобрести одежду от Дениса Симачева, обувь от Саши Фабиани, часы Ролекс, Омега, очки от Марка Джейкобса, сумки Версаче и Дольче, в общем, все знаменитое и незнаменитое. Все это, конечно, фейк, но от оригинала сложно отличить. И коробочку оригинальную дадут, и приложение на всех языках мира, да и на одежде, портмоне и очках давно не пишут «Сделано в Китае». А все как надо: Франция, Италия…

Жизнь русских в Пекине

И цены вам покажутся смешными: солнцезащитные очки — 100 юаней, около 15 долларов, по той же самой цене можно приобрести и сумку, и джинсы, и майку от Симачева… Долларов за 10 — портмоне от Шанель… В общем, берете долларов 100 и вперед, на шопинг, возвращаетесь с хорошим настроением и огромными сумками с новой одеждой, но уставшие от громогласных китайцев и от торга…

Жизнь русских в Пекине

Без умения торговаться в этой стране быстро обеднеешь. В Китае торгуются все и везде, не торгуются только в моллах, где цены установленные и еще в городском такси… Китайцы, завидев иностранца называют просто заоблачную цену, могут и за 100 баксов товар продать, и за 300, если повезет… Но в основном продажа одежды в этом районе оптовая… О том, где можно приобрести товар в розницу и по низкой цене, а также как торговаться, расскажу в следующей статье.

Здесь располагаются и карго, откуда можно отправить только что купленный товар в страны СНГ по доступной цене. Кстати, работают они очень оперативно и качественно. Сама не раз отправляла чемоданы.

Нельзя обойти стороной и рестораны, расположенные в этом районе. «Слон», «Сим-Сим», «Черный медведь», «Шоколад». Рестораны обрадовали своим приемом, предлагаемым меню и на самом деле вкусными блюдами, не обрадовали только цены. Мы, студенты, могли позволить себе поход в такие рестораны только по праздникам или раз в месяц, когда хотелось вкусить «маминой» еды.

Ресторан «Сим-Сим»:

Жизнь русских в ПекинеЖизнь русских в ПекинеЖизнь русских в Пекине

Отдельно о «Шоколаде». Днем — ресторан, ночью — клуб. Находится в самом центре Ябаолу. Именно в этом клубе дают свои концерты Тимати и Гуф. Каждые выходные здесь тусят студенты из СНГ. Русский клуб в Пекине немного отличается от русских клубов России тем, что в клубе «Шоколад» все друг друга знают.

Люди знакомятся просто так, потому что все находятся в одном и том же положении — «приезжие», а еще скучают по дому и хотят завести русскоязычных друзей с той же культурой, с тем же менталитетом и с теми же взглядами…

Клуб «Шоколад»:

Жизнь русских в ПекинеЖизнь русских в ПекинеЖизнь русских в ПекинеЖизнь русских в ПекинеЖизнь русских в Пекине

В Ябаолу можно приобрести продукты из России: русский шоколад, творог и сметану, сыр, сникерс (который почему-то очень отличается от китайского и намного вкуснее), и даже кириешки, а также салаты: оливье или свекольный… До тех пор, пока я не оказалась в Пекине, я и думать не думала, что буду так скучать по простой русской еде, салатам или по обычному шоколаду (в Китае вкусного шоколада нет!). Конечно, все это можно и приготовить, но жизнь моя протекала в общежитии, где в общей кухне на первом этаже далеко не разбежишься.

Продуктовый магазин «Сеня»:

Жизнь русских в Пекине

Магазин с одеждой «Оля»:

Жизнь русских в Пекине

Ябаолу — маленькая Россия в Пекине, нетуристическое место, но крайне необходимое, для всех тех, кто пребывает в Пекине больше 3 месяцев…

Сфера образования для русских мигрантов

Система образования в Китае во многом похожа на ту, к которой привыкли мигранты из бывших советских республик в своем государстве. Начинается все с детских садов, которых здесь, кстати сказать, огромная нехватка. Далее следует начальная и средняя школа, и потом высшая ступень учебного процесса – университет.

Обучение в школе является обязательным, а все учреждения делятся на два типа – государственные и частные.

Получить знания в государственной школе можно бесплатно. Это относится, в том числе, и к детям мигрантов.

На среднем этапе обучение ведется на китайском языке, а вот профтехучилища и колледжи во многих случаях переходят на английский. Редко, но можно встретить заведения, где есть преподаватели, которые говорят по-русски и могут пояснить предмет.

Школа в Китае для русских станет хорошим напоминанием советского прошлого, когда проводились массовые зарядки на школьном дворе, а в течение дня учащихся ждал тихий час.

Высшие учебные заведения охотно принимают русских студентов. Для этого достаточно предоставить результаты независимого тестирования и выдержать конкурс, который может достигать 100 человек на 1 место. Шансы повышаются у тех, кто уже на школьной скамье начал изучать китайский язык.

Закрытие миссии и последующая ее судьба

С окончанием Второй мировой войны к власти в Китае пришли коммунисты с воинствующей антирелигиозной идеологией. В 1946 году глава миссии архиепископ Виктор был арестован китайскими властями по обвинению в сотрудничестве с японцами и Антикоммунистическим комитетом Северного Китая, но под давлением СССР через неделю отпущен на поруки[7]. После образования Китайской Народной Республики в 1949 году остатки русской колонии в Пекине быстро эмигрировали в основном в США, Австралию и Европу. В 1955 году было принято решение о закрытии миссии, так как средств на её содержание не было, а православных прихожан в городе почти не оставалось. Глава миссии, архиепископ Виктор, уехал в СССР[7]. Северное подворье со всеми постройками и имуществом было передано в собственность Советского государства, в 1956—59 гг. здесь возвели новый комплекс Посольства. Южное подворье было передано китайскому правительству, равно как все имущество и здания православной церкви в связи с ликвидацией Восточно-Азиатского экзархата Московской патриархии в КНР. В настоящее время на его территории располагается муниципальный парк. В период Культурной революции варварски было уничтожено множество произведений многовековой православной культуры Китая. Запоздалые хиротонии Московским патриархом Алексием Ι китайцев Василия (Шуана) и Симеона (Ду) во епископы уже не изменили подозрительного отношения китайцев к Русской церкви. Несмотря на возобновление в Китае нескольких православных приходов, нынешние власти в Китае не снимают различные ограничения на деятельность Русской православной церкви, а с 2008 года покровительствуют неканонической противоборствующей Гонконгской митрополии Константинопольской Церкви.

На территории Посольства сохранились в сильно изменённом виде архиерейские покои (павильон китайской архитектуры, часть некогда расположенной здесь усадьбы князя Люя, называемый теперь Красной фанзой), здание бывшей библиотеки (в настоящее время — консульский отдел) и отдельные фрагменты хозяйственных построек. В 2009 году была восстановлена и вновь освящена Церковь Успения — одно из немногих культовых сооружений, сохранившихся со времен Миссии, использовавшееся в советское время как гараж. Небольшой сквер перед Красной фанзой украшает, пожалуй, самая старая реликвия Бэйгуаня — большая железная курильница-треножница, изготовленная в при императоре Сюанье и принадлежавшая, возможно, кумирне, отданной албазинцам под часовню.

Работа для русских

Китай для русских, желающих реализовать себя в профессиональном плане, начинается с рабочей визы. Оформляется она в родном государстве, а после пересечения границы в течение одного месяца предстоит получить вид на жительство с правом на работу. И даже не пытайтесь устроиться здесь в обход миграционных требований. Китайские законы очень суровы к нарушителям. Направлений трудовой реализации может быть два:

  • открыть свой бизнес;
  • устроиться наемным работником.

Конкуренция в обоих случаях будет довольно высока. Чаще всего русские выбирают своей целью Пекин и Шанхай.

Особенности работы в китайских компаниях

Не стоит забывать, что китайские работодатели и стиль самой работы также отличаются от того, к чему вы привыкли у себя на родине. Для начала вспомните, что китайцы празднуют свой новый год не вместе с планетой всей, а в первом квартале нового и уже наступившего для нас 12-месячного периода. Именно по этой причине самым суматошным месяцем здесь является январь, а не декабрь, как у нас.

Здесь также любят отдыхать 10 дней в праздничные дни. И потому, что так сильно чтут праздник, и потому, что к его наступлению у работников накапливаются выходные дни, которые они не отгуляли в течение года.

Что касается каких-либо договоренностей, то китайцы не склонны им следовать. Поставки всегда задерживаются, а если подвернется лучший сотрудник, о вас никто уже и не вспомнит. Кроме того, необходимо учитывать особенности культуры поведения на востоке, которая существенно отличается от западных канонов.

Заработная плата

Заработать элементарный минимум для того чтобы снять недорогое жилье и купить необходимые продукты и вещи здесь очень просто. Вакансий продавцов, официантов и аниматоров всегда достаточно. Оклад в 400-800 американских долларов можно найти на пару недель.

А вот если вас интересует заработок в 1,5 тысячи долларов, тогда не обойтись без востребованной профессии. Русские могут без труда найти работу модельера, IT-разработчика, технолога обувного и швейного производства, учителя, врача. Главное для успешного трудоустройства в этой стране – это наличие высшего образования.

Для сравнения приведем в таблице уровень заработных плат:

ПрофессияОклад в долларах СШАОклад в китайских юанях
Инженер800-12005443-8165
Официант400-6002720-4082
Учитель12008165
Переводчик400027218
Продавцы8505783

Покупка недвижимого имущества

Конечно, самый выгодный вариант обустроиться в Китае – купить собственное жилье. Цены на него также будут разниться, исходя из региона страны и района города, на котором вы остановите свой выбор

И здесь важно помнить, что покупая квартиру, вы становитесь собственником исключительно квадратных метров. Земля, на которой стоит дом, по-прежнему будет принадлежать государству, поскольку она продаже не подлежит.

В процессе оформления договора купли-продажи земельный участок передается владельцу в аренду на 50 лет. Что будет по их истечении, сказать сложно. Но таковы законы. Что касается стоимости, то средние показатели по городам можно представить так:

ГородЦена в юанях за 1 кв.м.Цена в долларах США за 1 кв.м.
Шанхай21400-585613150-8620
Пекин22895-706543370-10400
Ханчжоу15829-279902330-4120
Сучжоу8356-241171230-3550
Чэнду6521-16304960-2400

И не пренебрегайте советами и отзывами тех, кто уже побывал в этой удивительной стране, или, тем более, обосновался в ней надолго. Они как никто другой смогут рассказать вам, как в Китае живут русские. Скидку сделайте только на то обстоятельство, что вкусы, запросы и потребности у всех разные.

Ведение бизнеса по-китайски

Не секрет, что китайский рынок товаров уже давно завоевал мир, в частности, бывшие советские республики, куда активно поставляются не только оригинальные изделия, но и подделки известных брендов, иногда довольно качественные. Именно это и заставляет многих бизнесменов задуматься об .

Сразу же оговорим, что развитие бизнес-проекта – мероприятие прибыльное, хотя и довольно бюрократичное. Вариантов ведения дел может быть два: зарегистрировать представительство иностранной компании или создать предприятие со стопроцентно иностранными вложениями.

Первый способ – самый быстрый. Представительства иностранных компаний получают аккредитацию на 3 года, после чего перед владельцем стоит дилемма – продлить ее еще на 3 года, либо реорганизовать бизнес во второй вариант

Здесь важно помнить, что представительствам в Китае не разрешено вести деятельность с целью извлечения выгоды. Они могут вести дела в сфере налаживания контактов, изучения рынка и тому подобное

Чтобы получать прибыль от своих трудов, придется организовать компанию, в которой все 100% капитала будут иностранными.

Православная миссия в XIX веке колыбель российской синологии

Жизнь русских в Пекине

Русская Православная миссия в северо-восточной части Пекина, 1874 г. Здание миссии было разрушено в 1900 г. в ходе боксерского восстания.

В задачи членов Пекинской духовной миссии входило изучение маньчжурского, китайского и монгольского языков, а также истории, культуры и религии Китая. В число светских членов миссии назначались молодые люди из числа студентов высших учебных заведений и Духовной академии. Занятия между студентами распределялись согласно с их предварительными знаниями, желанием и способностями; они изучали медицину, математику, литературу и философию, систему Конфуция, историю, географию, статистику и юриспруденцию китайского государства. Пекинская миссия дала России первых видных учёных-китаистов: Рассохин И. К. (1707—1761), Леонтьев А. Л. (1716—1786), Бичурин И. Я. (1777—1853), Ковалевский О. М. (1800—1878), Войцеховский И. П. (1793—1850), Захаров И. И. (1814—1885), Кафаров П. И. (1817—1878), Васильев В. П. (1818—1900). Научное наследие этих подвижников и ныне представляет собой настоящую сокровищницу российского китаеведения. Так, например, описание Пекина, составленное начальником девятой миссии архимандритом Иакинфом (Бичуриным), по существу легло в основу всех последующих европейских путеводителей по столице империи Цин.

Иакинф (Бичурин) был главой девятой духовной миссии с 1808 по 1820 год. Она была одной из самых блестящих во всей истории миссии. В миссионерской области её деятельность была довольно слабой, но её ученики и сам Бичурин оставили заметный след в мировой синологии. Бичурин быстро изучил язык, завел многочисленные знакомства, что дало ему бесценное знание обычаев и нравов страны. Четырнадцать лет жизни в Пекине стали этапом подготовки к его научной и литературной деятельности. Бичурин создал множество трудов по географии, истории, литературе Китая и соседних стран, составил несколько словарей. Его труды были признаны Российской академией наук и Парижским азиатским обществом.

По мнению Дж. Вонга (1998), в 50-е годы XIX в. церковная деятельность русской миссии была прикрытием дипломатической.

Православная миссия в XX веке

Относительно спокойное течение жизни было нарушено в 1900 году восстанием боксёров, которые совершали нападения на членов иностранных посольств. В Пекине были сожжены христианские храмы, массово уничтожались крещёные китайцы (см. Китайские новомученики). Повстанцы осадили посольский квартал. Северное подворье русской миссии было разграблено и разрушено. Начальник миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) с братией и несколькими прихожанами успел укрыться на территории Российской дипломатической миссии, где провёл два месяца. После подавления мятежа отец Иннокентий нашел приют в одном из уголков буддийского храма Юнхэгун, открыл в нём временную церковь и своим присутствием предотвратил разграбление Юнхэгуна иностранными солдатами.

В июле 1901 года, после боксёрского разгрома миссии, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев предлагал закрыть миссию, но предложение не было принято. Спустя всего несколько лет после полного разорения территория Миссии была восстановлена и располагала собственными хорошо оборудованными механическими мастерскими, пекарней, мыловарней, литейной мастерской, котельной, типографией, переплетными мастерскими, метеостанцией, баней, мельницей, молочной фермой, фруктовыми садами и огородами. Особую гордость составляла пасека, дававшая в год до 80 пудов отличного меда. В Западных горах, неподалеку от деревни Мэньтоуцунь, миссия купила заброшенную кумирню с участком земли и устроила там Крестовоздвиженский скит. В окрестностях Пекина и даже в соседних провинциях у неё имелись многочисленные фермы и станы.

Поражение России в войне с Японией, происходившей на территории Китая, Синьхайская революция 1911 года, свержение династии Цин, провозглашение республики и распад Китая не помешали деятельности Русской Духовной миссии.

К 1916 году число православных китайцев достигло 5587 человек, причём в 1915 году было крещено 583[4]. По отчёту за 1916 год[5], Миссия в своём ведении имела: 2 монастыря в Пекине, и один скит близ Пекина, 5 подворий (в России), 19 церквей, 3 часовни и 5 кладбищ, семинарию в Пекине, 18 мужских и 3 женских школы, богадельню.

После революции в России 1917 года — во время Гражданской войны и в последующие десятилетия православная миссия в Пекине давала временный приют и заработок многим русским беженцам. Некоторые из них постриглись в монахи и остались в Успенском монастыре, большинство же находило здесь короткую передышку на пути в эмиграцию.

Файл:Русская миссия в Пекине.jpg Территория миссии в 1930-е годы. Вид с высоты птичьего полёта

1920 годаалапаевских мучениковкрестным ходомСерафима СаровскогосклеповГ. М. СеменоваамвономЕлизаветы ФёдоровныИерусалимВладимира Палея[6]

Несмотря на то, что в межвоенный период в Китае находилось более миллиона православных русских, миссионерская проповедь среди коренных китайцев не только не увеличилась, но даже уменьшилась. Почти все средства миссии направлялись на помощь русским беженцам, духовенство и начальство миссии почти полностью состояло из русских, что нередко вызывало недовольство даже обращённых в китайцев.

Особенности жизни в Китае

Осуществить процесс миграции в эту страну довольно сложно. Основание обязано быть настолько веским, чтобы у местных властей не осталось никаких сомнений относительно целесообразности такого мероприятия. Если это будут инвестиции, то их должно быть не менее 500 тысяч долларов США, если редкая профессия, то не ниже чем химик-ядерщик, а если брачный союз, то он должен продлиться не менее 5 лет.

Первое, что привлекает русскоговорящее население, это дешевизна промышленных товаров, жилья, продуктов питания. Но это при условии, что жить вы будете в скромной квартире, а одежду и продукты покупать на рынке. Во всяком случае, именно это рекомендуют делать русские блоггеры, живущие в Китае.

Перебираясь на ПМЖ в эту часть континента, нужно быть готовым к резкой смене основных привычек и образа жизни.

Первое – еда. Готовят здесь вкусно и своеобразно, но уже через пару недель эмигрант начинает скучать по традиционным блюдам его родной кухни. Второе – густонаселенность территории, и третье – совсем иное отношение к вопросам гигиены и порядка.

Что касается экономического развития Поднебесной в целом, то многие страны уже давно смирились с тем, что Китай обогнал их в вопросах, например, автомобилестроения. Здесь же довольно продуктивно функционирует собственная «Силиконовая долина», а экспорт товаров на сегодняшний день наводит на мысль, что китайское производство обеспечивает все другие регионы нашей планеты.

Православная миссия в XVIII веке

Указ Петра I от 18 июня 1700 года о поставлении тобольского митрополита вменил ему в обязанность крестить максимально возможное количество китайцев, благочестие и успехи в мирской жизни которых должны были убедить богдыхана принять Православие. Тем самым был неявно поставлен вопрос и о создании духовной миссии в Пекине. Это было первое распоряжение правительства, в котором говорилось о миссии Русской православной церкви в Китае и где подчёркивалась необходимость изучения российскими подданными местных языков, обычаев и культуры для наиболее эффективной проповеди Православия, что отвечало также политическим и торговым интересам России в империи Цин. Так, изначально Русская духовная миссия в Пекине должна была стать центром не только православия, но также исследований Китая русскими учёными.

Смерть отца Максима в 1712 году и просьба албазинцев прислать нового священника ускорили решение вопроса об организации миссии. В 1714 году в Пекин был отправлен архимандрит Иларион (Лежайский) со свитой. Он вез с собой иконы, церковную утварь, богослужебные книги и митру. В 1716 году миссия прибыла в империю Цин, её члены были торжественно приняты и зачислены на императорскую службу. Им отвели казённые квартиры около албазинской церкви и выдали временное пособие. Кроме единовременного пособия от Трибунала внешних сношений (Лифаньюаня) было также назначено ежемесячное жалованье. Этим актом маньчжурское правительство зачислило прибывших миссионеров на свою службу на тех же основаниях, что и китайских подданных, поскольку православные священники обслуживали нужды гвардейской роты солдат цинских войск, составленной из пленных албазинцев и других русских, оказавшихся в империи Цин. В России православная миссия была поставлена под церковную юрисдикцию сибирских митрополитов, чья резиденция тогда находилась в Тобольске.

Для Второй миссии было отведено весьма почётное место в центре Пекина на посольском дворе, вблизи от императорского города, правительственных канцелярий и торговых улиц. Прежде здесь останавливались вассальные князья, прибывавшие ко двору. С прибытием российской миссии посольский двор стали называть Наньгуань (Южное подворье) в отличие от Бэйгуань (Северного подворья), где жили албазинцы. На средства, выделенные цинским правительством, на Южном подворье поставили каменный храм во имя Сретения Господня и перенесли в него икону Святого Николая. Церковь обслуживала духовные нужды членов торговых караванов, регулярно прибывавших в Пекин. Храм возводили китайцы по своей традиционной строительной технологии, он оказался на удивление прочным и устоял даже в страшное землетрясение 1730 года, когда только в Пекине погибло около 75 тысяч человек, а в числе многих других зданий разрушилась и первая часовня албазинцев. Позднее на её месте поставили церковь по имя Успения Богоматери.

После смерти Петра Первого русские миссионеры в отличие от католических не занимались распространением православия среди китайцев и маньчжуров, тем более, не участвовали в придворных интригах. Миссия ограничивалась лишь поддержанием веры среди албазинцев, выполняла дипломатические поручения российского правительства, давала пристанище и оказывала помощь русским торговым караванам, её ученики изучали китайский и языки. В силу перечисленных особенностей цинские власти относились к ней лояльно. Православная миссия избежала гонений, предпринятых цинскими властями против христиан.

С 60-х гг. XVIII в. из-за запрета российским торговым караванам заниматься коммерческой деятельностью в Китае и из-за неоднократных приостановок российско-цинской приграничной торговли значительно сократился поток русских купцов в Китай. Кроме того, многочисленным российским посланникам в империи Цин не удалось добиться у её правительства разрешения на организацию в Пекине светского дипломатического представительства России. В результате духовная миссия превратилась, по сути, в российскую дипломатическую миссию и единственный постоянный и наиболее достоверный источник сведений о событиях в Цинской империи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Проблемы и вопросы по миграции, эмиграции, иммиграции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.