Статус беженца и вынужденного переселенца

Содержание
  1. Основания для отклонения ходатайства
  2. Оформление статуса беженца
  3. Отсутствие документов
  4. Куда обращаться?
  5. Процедура признания беженцем иностранного гражданина
  6. Анкетирование, опрос, интервьюирование, идентификация личности
  7. Сдача национальных документов
  8. Численность беженцев
  9. 2007 год
  10. 2009 год
  11. 2016 год
  12. Проблемы приобретения статуса
  13. Помощь экономическим беженцам
  14. Оформление пакета документов
  15. Права и обязанности
  16. Продление статуса
  17. Какие области России принимают беженцев с Украины
  18. Определение
  19. Последствия эксплуатации экономических беженцев
  20. Экономические последствия для принимающей стороны
  21. Последствия для общественного порядка
  22. Политические последствия для принимающей стороны
  23. Экономические последствия для страны-источника
  24. Политические последствия для страны-источника
  25. Последствия для беженцев
  26. Обобщённые последствия
  27. Права и обязанности беженцев
  28. Помощь для беженцев

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Оформление статуса беженца

Процесс признания иммигранта беженцем в Российской Федерации довольно длительный и трудный. Он может растянуться на несколько месяцев.

Для лиц, мечтающих оформить  статус беженца в РФ необходимо собрать следующие документы:

  • национальный паспорт;
  • ходатайство (скачать образец можно тут);
  • документ, где прописана информация о близких родственниках (если въезжает семья).

Все документы должны предоставляться в оригинале и только лично самим лицом, которое претендует на статус беженца. Копии принимаются в случаях, если человек находится на территории своего государства.

https://youtube.com/watch?v=FUUj4eFENAk%3Ffeature%3Doembed

Отсутствие документов

Часто бывает так, что у иммигранта утеряны личные документы. Это ни в коем случае не является причиной для отказа ему в подаче ходатайства на предоставление статуса беженца. В таком случае все сведения записывается с его слов. Затем полученная информация проверяется по каналам МВД, устанавливается личность иммигранта, принимается решение о рассмотрении ходатайства.

Куда обращаться?

Письменное прошение подается на имя Президента России. Если подаватель просьбы находится в РФ, то следует обратиться в уполномоченный миграционный орган. При нахождении человека за границей следует обратиться в консульство или Диппредставительство России. При нелегальном нахождении в РФ или на пропускном пункте  госграницы следует подавать просьбу в пограничный орган ФСБ.

Важно! Ходатайство представляется исключительно в письменном виде на русском языке согласно административному регламенту.

Процедура признания беженцем иностранного гражданина

Получение статуса беженца определено положениями .

Процедура сводится к следующему:

  1. Подается предварительное ходатайство с просьбой о признании беженцем.
  2. Рассматриваются все подтверждающие документы, и властями либо принимается решение об отказе (с обоснованиями) или дальнейшем рассмотрении ходатайства.
  3. Проводится рассмотрение письменной просьбы по существу.
  4. Выносится решение с обоснованием о присвоении либо отказе в присвоении статуса беженца вследствие отсутствия повода.

Выдаются необходимые документы (свидетельство беженца или отказное письмо).

Анкетирование, опрос, интервьюирование, идентификация личности

После того как человек подает ходатайство, с ним проводит беседу сотрудник УМВД РФ, в ходе которой будет предложено заполнить опросный лист и анкету. При наличии проблем с русским языком в обязательном порядке приглашается переводчик. Заполнение бумаг следует проводить максимально ответственно. От этого зависит, будут ли рассматривать далее документы или человек сразу получит отказ.

На вопросы следует отвечать кратко, но емко, чтобы сразу все было понятно. Главное – вся информация должна быть правдивой. Писать следует разборчиво (лучше печатными буквами), стараться не совершать ошибок. После этого проводится идентификация личности. Она включает снятие отпечатков пальцев, фотографирование. Фото (2 штуки) прикладывают к ходатайству.

Пока власти рассматривают ходатайство, иммигранта размещают в пункте временного проживания. Если же у него есть возможность остановиться у кого-либо, или снять жилье, то он проживает там. На весь этот срок ему выдается справка, подтверждающая законность его нахождения в России.

Срок рассмотрения заявления зависит от местоположения человека. При нахождении иммигранта в России на это потребуется 5 рабочих дней, при нахождении в приграничной зоне или в другом государстве – 1 месяц.

Статус беженца каждому человеку с 18 лет присваивает Президент РФ. Дети и подростки получают статус, аналогичный тому, который получил их родитель или опекун.

После признания иностранного гражданина беженцем ему выдается свидетельство, являющееся документом удостоверяющим личность. Действует оно 3 года, после чего требуется продление до тех пор, пока в стране, гражданство которого имеется у иммигранта, действуют факторы, не дающие возможности ему возвратиться на родину.

Сдача национальных документов

После оформления статуса беженца иммигрант обязан сдать свой национальный паспорт в миграционный орган. Без этого документа покинуть территорию России невозможно.

https://youtube.com/watch?v=qoX9Z2KUmPA%3Ffeature%3Doembed

Численность беженцев

2007 год

Согласно исследованию УВКБ ООН в конце 2007 года за пределами своих стран находились 11,4 млн беженцев и 26 млн других лиц, перемещённых внутри своих стран (ВПЛ) вследствие конфликтов и преследований, что выразилось в беспрецедентном числе лишившихся крова лиц, находящихся в ведении Агентства ООН по делам беженцев. Их большая часть сосредоточена в Африке (размещаются, как правило, в лагерях беженцев), значительное число лиц, ищущих убежище (до нескольких сотен тысяч ежегодно) проникают в Западную Европу и США. Правительства развитых стран часто обвиняются в излишне жёстком подходе в предоставлении статуса беженца. Содействие в определении статуса беженца и помощь беженцам оказываются как правительствами соответствующих стран, так и УВКБ ООН, бюджет которого составляет более 1 млрд долларов.

Читайте так же:  Как переехать в Польшу на постоянное место жительства

2009 год

Число беженцев в мире достигло 42 млн человек.

2016 год

Количество беженцев по состоянию на окончание 2016 года достигло рекордного показателя в 65 млн человек. Данный результат увеличился на 300 тыс. человек по сравнению с 2015 годом, об этом сообщается в ежегодном докладе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Помощь экономическим беженцам

В интересах как населения принимающей страны, так и самих беженцев, не допуская никаких видов эксплуатации, способствовать их скорейшей репатриации, сосредоточив на этой задаче все усилия по поддержке мигрантов.

В связи с этим, социально ответственные граждане принимающих стран, стремясь оказать помощь мигрантам, придерживаются правила четырёх «не»:

  • не нанимать мигрантов,
  • не покупать у мигрантов,
  • не сдавать жильё мигрантам,
  • не брать взяток и подарков у мигрантов.

Социально ответственные политические и общественные организации руководствуются правилом двух «не»:

  • не искать поддержки ни в каких делах и вопросах у нелегальных или легализовавшихся мигрантов,
  • не оказывать никакой поддержки, за исключением помощи в репатриации, мигрантам.

Наконец, социально ответственные корпорации вносят в свои кодексы этики положение о том, что они не пользуются трудом мигрантов, наряду с детским и , и при выборе деловых партнёров отдают предпочтение придерживающимся того же правила.

Оформление пакета документов

Ходатайство заполняется черными или синими чернилами на русском языке, разборчивыми буквами. Степень родства указывается по отношению к лицу, подающему ходатайство. При наличии гражданства или подданства нескольких государств указывается каждое из этих государств.

К ходатайству должны быть приложены черно-белые фотографии заявителя и членов его семьи.

Сведения о родных, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, опекуна или либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию РФ и которые добровольно взяли на себя ответственность за их воспитание и содержание.

Также, если в семье заявителя родственники, достигшие 18 лет, ходатайство о признании беженцем (вынужденным переселенцем) подается каждым из них.

При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы  МВД России.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) в территориальном органе ГУВМ (или же посольстве, консульстве) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца). Сведения о детях, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, опекунов либо родственников, достигших 18 лет.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям:

  • человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, служившие основанием для признания его вынужденным переселенцем,
  • человек совершившее тяжкое преступление,
  • человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.
  • если человек покинул место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.
Читайте так же:  Список стран шенгена

Права и обязанности

Российская законодательная база предусматривает, право на различные варианты государственной помощи, сразу после регистрации ходатайства в региональных отделениях миграции:
— пособия беженцам и временным переселенцам;
— обеспечение медицинским обслуживанием;
— содействие в подвозе личных вещей на место переселения;
— при затруднениях с выбором места для переезда, лицо может подать заявку в отделения миграционной службы для заселения в специализированных центрах;
— возможность пользоваться обустройством и коммунальными услугами специализированных центров для переселенцев.

Эти права закрепляются за переселенцами и после присвоения официального положения и внесения в сводный список вынужденных переселенцев на 2017 год, кроме выплат материальной помощи. Такие лица получают гарантии, что не будут подвержены переселению на очередное место без их на то одобрения. Они получают гарантии, что не будут возвращены на места и в регионы, из которых пришлось съезжать.

Помимо привилегий лица со статусом переселенца имеют ряд обязанностей, к которым относят:

— соблюдение заведенных порядков и правил центров переселения;
— своевременное оповещение местных миграционных органов о смене мест проживания;
— переоформление документов в миграционных представительствах каждый год.

Продление статуса

Через год со дня приобретения статуса беженца у человека есть несколько вариантов развития событий. Он может возвратиться на родину, обратиться за продлением своего статуса или начинать процедуру по оформлению гражданства страны, где он считается беженцем. Сразу следует позаботиться обо всей документации.

Этот перечень включает:

  • письменное согласие на обработку персональных данных;
  • заявление с просьбой о продлении статуса;
  • ксерокопия паспорта;
  • договор аренды жилой площади, где он зарегистрирован;
  • удостоверение беженца.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 21 дня. О решении иммигрант узнает из письменного извещения.

Причиной отказа о признании человека беженцем или наделение иммигранта временным убежищем могут служить следующие установленные факты:

  • неправильные данные, указанные в заявлении (что подтверждается в результате проверки);
  • предоставление фальшивых документов;
  • заведение уголовного дела на территории России в отношении мигранта;
  • истечение срока, в который должен был обратиться беженец за продлением или приобретением своего статуса (год со времени прибытия на территорию РФ, месяц со дня утраты статуса).

Какие области России принимают беженцев с Украины

Узнайте, где в России принимают беженцев и вещи для них, и какие регионы России принимают беженцев в 2015-2016 году? Какие города Украины принимают беженцев, с Востока — ответы специалистов.

Россия оказывает огромную поддержку по размещению беженцев с Украины в своих регионах и областях. Основной поток, где в России принимают беженцев, приходится на Тульскую, Ростовскую, Калужскую, Оренбургскую и Тамбовскую областях. Тем не менее, из-за огромного потока переселенцев из Украины число городов и регионов по принятию и размещению у себя беженцев постепенно сокращается.

Информация о том, какие регионы России принимают беженцев, а где уже пункты приема закрыты, появляется сайте ФМС конкретного территориального округа. В любом случае, прибывая в места, где уже нет возможности регистрировать беженцев, ФМС будут совершенно бесплатно направлять, и пересылать граждан в другие регионы. Наибольший поток беженцев отмечен в Москве, Ростовской области, Питере и Крыме.

Тем не менее, пункты временного размещения беженцев открываются во многих других уголках РФ. Чтобы узнать, какие области России принимают беженцев и готовы оказать им полную гуманитарную помощь, нужно узнавать на центральном сайте УФМС России. Таким образом, беженцы с Украины могут рассчитывать на помощь России, которая старается находить все новые места для поселения иностранных граждан и предоставления им всего самого необходимого.

Определение

Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола[2] в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое.

Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления не политического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

Основные правовые документы о статусе беженцев — Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, занимающийся проблемами беженцев — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимается

Читайте так же:  Получение патента на работу

Последствия эксплуатации экономических беженцев

Экономические последствия для принимающей стороны

Труд мигрантов, обычно малоквалифицированный, пользуется спросом у недальновидных работодателей, ибо в краткосрочном масштабе обходится дешевле, так как:

  • экономические беженцы обычно нанимаются нелегально,
  • не платят налогов и отчислений в социальные фонды,
  • на месте их работы не принимаются меры к охране труда.

Прямая эксплуатация экономических беженцев ведёт к снижению качества товаров и услуг, подрыву промышленной безопасности, безработице, падению уровня жизни трудящихся, остановке научно-технического прогресса, забвению трудовой этики, перегрузке общественных фондов, инфраструктуры и государственного бюджета.

Подвергаемые рыночной эксплуатации, трудовые мигранты, стремясь сделать свои товары и услуги привлекательными для клиентов, жертвуют качеством, мерами эпидемической безопасности, прибегают к недобросовестной конкуренции, вплоть до насилия, и мошенничеству (обсчёт, обвес и обмер). Кроме прямого ущерба от этих действий, это вызывает вытеснение с рынка добросовестных поставщиков и упадок деловой этики.

Рентная эксплуатация экономических беженцев ведёт к росту цен на жильё и арендной платы и способствует износу жилого фонда.

Последствия для общественного порядка

Принадлежа к чуждой культуре, являясь выходцами из мест, где законность и правопорядок находятся в упадке, не имея достаточных законных источников дохода, подвергаясь эксплуатации, экономические беженцы склонны к организованному делинквентному и прямо преступному поведению.

Трудовые мигранты часто вынуждены заниматься преступными промыслами, нередко устанавливая в них монополию, например, торговлей наркотиками, живым товаром, проституцией, контрабандой, рэкетом. Они же порождают и спрос на многие услуги преступности, в частности, транспортировку нелегальных мигрантов.

Пережитки родового быта, закрытость общин мигрантов и чуждость культуры и самого языка затрудняют расследование и профилактику преступлений.

Политические последствия для принимающей стороны

Как нелегальное положение мигрантов, так и особенности политической системы стран их происхождения делают их склонными решать проблемы с властями принимающей стороны путём их подкупа, то есть подвергаться административной эксплуатации. Таким образом, экономические беженцы делаются источником коррупции.

Совершенно зависимые от властей и работодателей, в то же время, чуждые местному населению, мигранты могут быть использованы для силового подавления народа (см. «эскадроны смерти»). Таким образом, их присутствие — угроза демократии. По той же причине, в случае войны, противник сможет с лёгкостью привлечь их на свою сторону (см. «Пятая колонна»), что может потребовать применения к ним суровых мер в угрожаемый период или в начале войны.

Экономические последствия для страны-источника

Отток трудовых ресурсов из страны отвлекает их от решения задач индустриализации экономики, и лишает правительства стимула к проведению реформированию экономики, консервируя её проблемы.

Политические последствия для страны-источника

Само отсутствие работоспособного населения на месте затрудняет демократические выборы. Приток средств из-за границы дестимулирует политические и экономические реформы и ведёт к деградации политической системы в сторону авторитаризма и трайбализма.

Последствия для беженцев

Вырванные из привычной среды обитания, лишённые защиты властей и социальной помощи, экономические беженцы деклассируются и деградируют. Среди них распространяются заразные заболевания (в частности, педикулёз, гепатит, туберкулёз и венерические заболевания), алкоголизм и наркомания.

Обобщённые последствия

Эксплуатация экономических беженцев по отношению к ним, противоречит трудовой и деловой этике и недальновидна, потому что ведёт к упадку цивилизации как принимающей страны, так и страны-источника.

Права и обязанности беженцев

Правовое положение иммигрантов, признанных беженцами, определяются не только «Законом о беженцах», но и такими международными документами, как Нью-Йоркский Протокол от 31.01.1967 г. и Женевской конвенцией от 28.07.1951 г. В этих документах определены основные принципы, которых в обязательном порядке должно придерживаться любое государство в отношении беженцев. Основной их является запрет на высылку или принудительную отправку из страны людей, имеющих статус беженцев. Также в них предусмотрены социальные гарантии и права беженцев.

Протокол определяет основные гарантированные права и обязанности мигрантов. Они отражены в следующей таблице.

Права Обязанности
Услуги переводчика. Неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации.
Получение правовой помощи в оформлении документов на въезд. Своевременное предоставление всех  нужных документов.
Физическая защита, соцобеспечение, медицинская помощь. Обращение в миграционные органы для постановки и переучета в установленный срок.
Проживание, питание, использование коммунальных коммуникаций. Соблюдение правил общежития в пункте временного пребывания или на арендуемой жилплощади.
Получение среднего (общего и специального), высшего образования. Официальное трудоустройство или постановка на учет в центре занятости населения. Своевременное сообщение об изменении своего места положения или анкетных данных.
Единовременное пособие.
Обращение за разрешением на получение гражданства РФ.
Добровольно покинуть страну для возвращения на свою родину.

Важно! К относительным негативным сторонам положения людей, получивших нормативно-правовой документ о статусе беженца в России, является некоторое ограничение его в свободе действий. Он должен отправиться в то место проживания, которое ему определят, если он сам не в состоянии решить жилищную проблему, например, поселившись у родственников, выходить на работу, которую подберут в службе занятости.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги  юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

газель некст каталог запчастей pdf скачать