Система образования в Финляндии

Русские школы после 1917 года

После получения Финляндией независимости русские государственные школы и здания ликвидировали. Собственность российского государства перешла финскому государству. Первое время в школьном здании Табунова размещалась армия, но по требованию прихода решение о конфискации школы в 1920 г. отменили, и она была возвращена приходу. В России, однако, в 1906 году министр народного просвещения П. М. Кауфман-Туркестанский внес в Государственную Думу законопроект о проведении в России всеобщего образования. Принятый Государственной Думой и Государственным Советом законопроект был утвержден имп. Николаем II, и с 1908 года ассигновались дополнительные кредиты на постепенное осуществление этого закона. Ежегодно в России тогда строилось 10 000 начальных школ, а также открывалось ежегодно 60 средних учебных заведений».

В Финляндии вначале было противостояние против обязательного школьного образования из-за боязни того, что, во-первых, народная школа будет слишком дорогой и, во-вторых, некому будет работать.

Система образования в Финляндии

Что делать с отстающими учениками и трудными детьми

С Ханной, учительницей из школы Сипоо, что в часе езды от Хельсинки, мы встретились в кафе. Дружелюбная и располагающая к себе, Ханна преподает немецкий и шведский, а также входит в команду учителей, которые помогают детям из неблагополучных семей.

Школа в Сипоо участвует в новой национальной программе, направленной на поддержку отстающих учеников. Программу спонсирует государство, и подать заявку на участие может любой ребенок, попавший в группу риска. Каждым проблемным случаем занимаются пять педагогов.

«Мы поддерживаем тесный контакт с детьми», — рассказывает Ханна. Если в 8:05 ребенка еще нет в школе, учитель звонит сначала ему, потом родителям или социальным работникам.

Очень важно, чтобы дети знали: есть взрослые, которые думают о них и которым не все равно, чем они занимаются. Вместе с подопечными преподаватели составляют индивидуальные учебные планы и ставят перед детьми четкие и понятные цели.

Сорок—пятьдесят дней в году школьники проводят в автомастерских, салонах красоты и других местах, где они могут своими глазами увидеть, как люди применяют на практике полученные знания. Подобный опыт «очень мотивирует», а ведь именно отсутствие заинтересованности в учебе — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, занимающиеся «трудными» детьми.

Программа стартовала четыре года назад, и школьники из Сипоо, принимавшие в ней участие, успешно завершили обучение. Раньше, по словам Ханны, каждый четвертый скорее всего был бы отчислен. «Потратив немного времени и денег сейчас, мы многое меняем в будущем. В Финляндии мы считаем, что каждый независимо от происхождения, социального положения и жизненной ситуации достоин того, чтобы получить хорошее образование».

Некоторые политики заявляют, что США не стоит ориентироваться на слишком маленькую и однородную Финляндию. Однако в маленькой Финляндии живет столько же людей, сколько в Миннесоте.

А тем, кто оправдывает свои проблемы национальной неоднородностью, стоит обратить внимание на иммигрантов, которые учатся в Финляндии: на тестах Международной программы контроля за образованием они опережают школьников-иммигрантов из других стран в среднем на пятьдесят баллов.

Русские школы в Финляндии

Русские школы в Финляндии не являются редкостью, что в первую очередь связано с близостью России.

Помимо отдельных учебных заведений, о которых мы расскажем ниже, во многих образовательных учреждениях есть смешанные классы – в них финны и россияне учатся вместе, при этом в классе присутствует как минимум два преподавателя, что позволяет уделять ученикам достаточно внимания.

Наиболее известна школа при посольстве РФ. Изначально она создавалась для детей служащих, но в данный момент открыта для всех желающих.

Обучение для детей, у которых родители работают в посольстве, бесплатное. Для других действуют такие расценки: для иностранцев, не имеющих государственного контракта РФ на работу в Финляндии, очное обучение стоит 120–200 евро в месяц, очно-заочное – 205–270 евро в месяц.

Еще одно популярное учреждение – Финско-русская школа в Хельсинки. В данный момент поступить в учебное заведение реально также в Иматре, Лаппеенранте и Йоэнсуу – в каждом из этих городов работает свой филиал.

Вспомним и о финской старшей школе Matinkylän koulu в Эспоо. Здесь обучается 400 учеников в 19 классах. В штат, помимо преподавателей, входят социальный работник, психолог, учитель-консультант и медицинский персонал, включая даже стоматолога. Школьный бюджет равен 1,5 млн евро в год, а обучение, конечно, бесплатное.

Финский учитель — кто он

Стать учителем в Финляндии не так-то просто. Еще в 1970-х правительство обязало всех педагогов иметь магистерскую степень (от их американских коллег никто ничего подобного не требует). Но диплом с отличием (на получение которого тратится от пяти до семи лет) и ученая степень — еще не гарантия успешной карьеры. Чтобы стать учителем младших классов, кандидатам нужно не только сдать экзамен, но и пройти ряд собеседований, в ходе которых комиссия будет оценивать их личные качества, такие как преданность своей профессии, коммуникативные способности и доброжелательное отношение к детям. В итоге остаются лишь лучшие из лучших (примерно один из десяти!).

Читайте так же:  Программа обмена студентами

Из года в год в систему школьного образования приходят педагоги высочайшей квалификации, что выгодно отличает Финляндию от других стран. В этой стране к учителям относятся с огромным уважением (как к медикам в США). Финские учителя самостоятельно разрабатывают учебную программу и организуют работу в классе так, как считают нужным. Зарплата педагогов не зависит от результатов учеников; считается, что преподавание — искусство, которое невозможно оценить при помощи школьных тестов.

Американцы то и дело требуют увеличить количество школьных часов, тогда как финны сосредоточились на качестве каждого урока. В Финляндии на долю учителей приходится от шестисот до семисот академических часов в год (в среднем — по четыре урока в день), в США эта цифра превышает тысячу (в среднем — шесть часов в день).

И хотя количество рабочих часов у финских и американских педагогов совпадает, непосредственно на преподавание финны тратят меньше времени, что дает им возможность тщательно работать над учебной программой, взаимодействовать с коллегами и анализировать успехи своих учеников.

Сара Эпплгейт, учительница и школьный библиотекарь из Вашингтона, в 2011 году провела несколько месяцев в Финляндии. Она посетила множество школ по всей стране и с удивлением отметила, как пристально здесь наблюдают за новыми учителями. «Я присутствовала на уроке в первом классе, и там помимо меня сидело семь взрослых! — рассказала Сара. — Глава комиссии, преподаватель и проверяющий из университета и еще несколько учителей». После урока они обсуждали, как он прошел.

В США университетским преподавателям просто не придет в голову наблюдать за работой своих студентов в школе. А в Финляндии это является их прямой обязанностью. Профессора из университета заранее знакомятся с планами урока, присутствуют на занятиях, а после вместе со студентами анализируют успехи и недочеты.

Система жесткого контроля на ранних этапах в сочетании с необходимостью постоянно повышать квалификацию — залог дальнейшего доверия к учителям, благодаря которому они могут брать на себя большую ответственность и проявлять значительную профессиональную самостоятельность.

Особенности финской системы образования

Прежде всего следует отметить, что в Финляндии отсутствует дифференциация системы образования на государственный и негосударственный сектор. Государство прилагает все усилия к тому, чтобы нивелировать разрыв между качеством обучения в различных учебных заведениях, и даже финансирует частные школы, которые полностью подконтрольны Министерству образования.

При этом в стране существует заметное различие между университетами и институтами. Это связано с тем, что в институтах отсутствует база для проведения научных исследований, поэтому прав присвоения студентам степени магистра у них нет.

Расположение учебных заведений в стране обусловлено густотой населения, проживающего в том или ином регионе. Однако относительно крупный университет имеется в каждом городе с численностью населения более 40 тыс. человек.

Получение образования в Финляндии привлекает иностранных студентов отсутствием платы за обучение. Однако учиться за счет государства могут лишь те, кто знает финский язык на достаточном для получения образования уровне.

При этом стоимость англоязычных программ считается вполне доступной по сравнению с другими европейскими университетами.

Шаги к получению образования в Финляндии

В университетах семестр обычно начинается в августе-сентябре и январе-феврале. Заявки принимают примерно за полгода до начала обучения. Но, выбрав ВУЗ и специальность, стоит узнать точные даты приема заявок на обучение конкретно в этом заведении, правила у всех разные.

Для поступления заявка подается онлайн. Можно выбрать до шести желаемых программ обучения. Обработка заявки платная (100 евро). Первым стоит указать наиболее желаемое направление, так как зачисление автоматически происходит по результатам приемных экзаменов на первую программу из списка. Другой вариант — отправить заявление непосредственно в учебное заведение.

Следующим шагом будет отправка документов. Список разнится у каждого заведения. Для поступления на бакалавриат российскому студенту обычно нужно предоставить переведенную на английский, финский, шведский, заверенную агентством переводов копию школьного аттестата.

Иностранный студент может попасть на обучение в северное королевство по программе обмена. Тогда срок обучения составляет год или полгода.

Приняв решение учиться в иностранном вузе, целесообразно досконально изучить все возможные стипендиальные программы. Это связано с тем, что программы финансирования обучения в Финляндии с 2017 года больше не предоставляется для русских бесплатно.

Учите самому важному

Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире

Когда я преподавал в школе под Бостоном, то благодаря особенностям расписания, где выделялось гораздо больше часов на классную работу, никогда не осознавал, что в процессе планирования отвлекаюсь от главного. Я мог позволить себе некоторую свободу в наполнении уроков. Конечно, я всегда действовал в разумных пределах и не отклонялся слишком далеко от основной линии, но, боюсь, планировал учебный процесс не так эффективно, как мог бы.

В Финляндии, где у меня было гораздо меньше времени для работы с учениками, просто не имелось возможности заниматься вещами, непосредственно не связанными со школьной программой. Волей-неволей приходилось более четко планировать целые модули и отдельные уроки, поскольку иного пути просто не было. Таким образом, оказавшись в новых условиях, я был вынужден отодвинуть вспомогательные аспекты на задний план, где им, в общем-то, самое место. Помню, как я удивился в тот первый год работы в Финляндии, узнав, что в учебном плане пятиклассников на изучение таких предметов, как биология, география, химия, физика и этика, выделялось всего по 45 минут в неделю. Да что там говорить, даже на математику и то отводилось лишь три стандартных урока. Честно говоря, поначалу я чувствовал, что, какую учебную дисциплину ни возьми, мне не хватает времени на ее преподавание.

Столкнувшись с этим, я обнаружил, что такое расписание, когда нагрузка на учителя не слишком велика, — это и проклятие, и благословение: с одной стороны, в Хельсинки у меня появилось больше времени на планирование и сотрудничество с коллегами, но с другой — теперь оставалось меньше времени на работу с учениками. Финские учителя помогли мне подойти к планированию уроков по-другому и сосредоточиться исключительно на преподавании базовых вещей. Сами они удивительно рационально использовали каждую минуту. И постепенно я тоже научился, подобно им, планировать от обратного: то есть исходить из количества оставшихся уроков, тщательно сверяясь с программой и методическими пособиями.

Читайте так же:  Особенности обучения в Канаде

Наблюдая за местными педагогами, я обнаружил, что они добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Вопреки моим изначальным ожиданиям оказалось, что в Финляндии обычно используют старый добрый подход: учитель регулярно объясняет школьникам новый материал.

Как я узнал в первый год работы в этой стране, в финских школах традиционно используются учебники. Даже первоклассники здесь обычно проводят много времени, выполняя упражнения из рабочих тетрадей по самым разным предметам. Я много часов наблюдал, как учителя по всей Финляндии ведут уроки, и часто видел в классах учеников, которые изучали учебники, вели конспекты и копировали в тетради текст, написанный мелом или маркером на доске. Эта картина преподавания, которую я получил, так сказать, «на земле», не соответствовала сияющему образу финской системы образования, созданному международными СМИ. Признаться, это стало для меня открытием, и поначалу я даже не знал, что и думать.

В итоге я пришел к выводу, что так любят использовать учебники, потому что это помогает им распределить изучение материала по темам и урокам. Я обнаружил, что число глав в финских учебниках обычно соответствует числу уроков по тому или иному предмету. Так, например, если в течение учебного года всего запланировано 36 уроков истории, то разумно ожидать, что в учебнике по этому предмету также будет 36 глав.

Да, финские учителя не слишком творчески подходят к работе на уроке, и это может показаться парадоксальным, особенно с учетом их репутации: ведь считается, что они предоставляют детям на занятиях немалую свободу. Но, думаю, эта особенность придает стабильность их ежедневным усилиям и позволяет ученикам хорошо усваивать материал.

Много лет я старался вырасти как преподаватель, но должен признать, что лишь недавно стал рационально планировать уроки.

Я не хочу сказать, что ради стратегии учить самому важному педагогам следует пожертвовать методами, ориентированными на самостоятельную работу, в пользу изучения материала под руководством преподавателей. Я просто рекомендую не упускать при планировании самое важное и правильно расставлять приоритеты.

Образование второй ступени

Наиболее распространенными вариантами образования по окончании школы являются гимназия и профессиональные учебные заведения. Они относятся ко второй ступени образования. Обучение в учреждениях второй ступени образования, как правило, бесплатное. Однако учащиеся должны самостоятельно приобретать учебники и прочие учебные материалы.

Гимназия

Обучение в гимназии носит общеобразовательный характер и не предполагает получение какой-либо специальности. В гимназии изучаются те же предметы, что и в средней школе, но на более сложном уровне. Кроме того, учёба требует большей самостоятельности. Обучение в гимназии завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Обучение в гимназии длится от 2-х до 4-х лет в зависимости от возможностей и желания учащегося. По окончании гимназии можно поступать в университет, высшее профессиональное учебное заведение или в учебное учреждение, предлагающее профессиональное обучение на базе гимназии.

Обучение в большинстве гимназий ведётся на финском или шведском языке. В крупных городах также действует несколько гимназий, обучение в которых ведётся на иностранном языке, например, на английском или французском.

Взрослые могут изучать курсы из программы гимназии в гимназиях для взрослых. В них можно изучить как отдельные курсы, так и всю программу гимназии, а также сдать экзамен на поступление в высшее учебное заведение. Обучение может включать в себя лекции и занятия в учебном учреждении, дистанционные занятия, веб-семинары и самостоятельную работу.

Дополнительная информация об обучении в гимназии представлена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.

Подготовительный курс для обучения в гимназии

Для обучения в гимназии требуется хороший уровень знания языка. Если родным языком учащегося не является финский или шведский, и уровень его знания языка недостаточен для обучения в гимназии, он может пройти подготовительный курс для обучения в гимназии (LUVA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Подготовительный курс для обучения в гимназии.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в большей степени, чем гимназическое, ориентировано на практику. Оно даёт возможность получить квалификацию по определённой профессии примерно за три года. После получения среднего профессионального образования можно продолжить учёбу в учреждении профессионального или специализированного профессионального образования.

Важной составляющей обучения является обучение на рабочем месте. При желании после получения среднего профессионального образования можно поступить в высшее учебное заведение.

Также возможно получение диплома о профессиональном образовании или специализированном профессиональном образовании на основании сдачи демонстрационного экзамена. Для этого вы уже должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для получения соответствующего диплома.

Получить диплом о профессиональном образовании можно также в результате обучения по договору. В этом случае учащийся работает по специальности, получает за свой труд заработную плату, равную как минимум размеру оплаты за прохождение трудовой практики, и одновременно обучается профессии.

Дополнительная информация представлена сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.

Подготовительное обучение для получения профессионального образования

Если ваши языковые или учебные навыки недостаточны для поступления в учреждение среднего профессионального образования, вы можете пройти подготовительное обучения для получения профессионального образования (VALMA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе .

Читайте так же:  Особенности обучения иностранных граждан в России

Обучение в магистратуре и аспирантуре

Обучение с целью получения степени магистра в Финляндии является бесплатным даже для русских, но только при условии, что оно будет проходить на финском языке. Сдавать вступительные экзамены нет необходимости, так как отбор абитуриентов ведется на основании поданного пакета документов, включающего диплом бакалавра, психологический портрет абитуриента и рекомендации с предыдущего места обучения или работы.

После выбора вуза необходимо уточнить сроки подачи документов для поступления, так как они в разных учебных заведениях отличаются, хотя обычно прием документов проводится с ноября по январь включительно.

Если обучение будет проходить на английском языке, к документам в обязательном порядке прилагается сертификат типа TOEFL или IELTS.

Обучение в аспирантуре продолжается четыре года, в течение которых студент проходит обучающие курсы, практику по специальности, пишет и защищает диссертацию.

Поступить в финскую аспирантуру можно при условии наличия диплома магистра, причем не обязательно по выбранной для учебы в аспирантуре специальности.

При поступлении необходимо предоставить разработанный план научных исследований и подтвердить наличие источников финансирования обучения (стипендии, гранты, спонсоры).

Основное общее образование

Обычно ребёнок идёт в школу в тот год, когда ему исполняется семь лет. Все дети, постоянно проживающие на территории Финляндии, обязаны получить основное общее образование. Обучение в средней школе длится девять лет. Обязанность получения основного общего образования прекращается после того, когда ребёнок освоит весь объём программы средней школы, или по истечении десяти лет с момента начала данной обязанности.

В Финляндии основное общее образование регулируется законодательством. Дополнительно действуют государственный базисный учебный план, а также местные учебные планы.

Организацией основного общего образования занимаются коммуны. Оно финансируется за счет налогов, поэтому для семьи обучение ребёнка в школе бесплатное. В начальных классах учебная неделя составляет около 20 часов, в старших классах её продолжительность увеличивается.

В Финляндии все учителя средней школы имеют диплом магистра. Учителя 1–6 классов имеют общее педагогическое образование. А учителя 7–9 классов имеют образование со специализацией по тем предметам, которые они преподают.

В вопросах планирования учебного процесса учителя имеют большую свободу и самостоятельно планируют занятия на основании национального и местного учебного планов.

В последнее время в учебном плане особое внимание уделяется, в частности, блокам, включающим в себя несколько предметов, изучению повседневных явлений, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Зачастую с 1-го- по 6-ой класс с детьми работает один и тот же учитель. Он хорошо узнает учеников и поэтому может выстраивать обучение в соответствии с их уровнем и особенностями.

Важной особенностью учебного процесса является обучение самостоятельному мышлению и воспитание ответственного отношения к учёбе.

Учитель оценивает успеваемость учеников. В средней школе все оценки ставит учитель. Национальные тесты в средней школе не проводятся. Вместо этого контроль достижений результатов учащихся производится посредством выборочной оценки. Мероприятия по оценке обычно проводятся в девятом классе.

Если ребёнок или подросток недавно переехал в Финляндию, он может пройти обучение, которое подготовит его к учёбе в средней школе. Обычно подготовительное обучение длится один год. Если после этого ученику по-прежнему будет нужна помощь в освоении языка, он сможет продолжить изучение финского или шведского языка в качестве второго языка (S2-kieli).

Взрослые иммигранты, не получившие аттестата об основном общем образовании в своей стране, могут изучить школьную программу в гимназии для взрослых.

Дополнительная информация об основном общем образовании приведена на сайте InfoFinland в разделе .

Таблица преимущества и недостатки обучения в Финляндии

Преимущества Недостатки
  • качественное образование на основе новейших технологий;
  • в большинстве случаев обучение бесплатное;
  • перспектива для получения гранта или стипендии;
  • престижность диплома, отсутствие необходимости в дальнейшей нострификации при трудоустройстве в ЕС, США или Канаде;
  • перспектива для иммиграции: годы учёбы будут засчитаны 1:1 в период необходимого срока для натурализации и получения финляндского паспорта;
  • демократичность процесса обучения.
  • квоты на приём иностранных студентов в некоторых вузах;
  • высокая стоимость жизни;
  • требование получения и продления визы;
  • необходимость продемонстрировать высокий уровень достатка для жизни в Финляндии и получения визы;
  • требование иметь международный сертификат на знание английского, финского или шведского языка;
  • непривычная для россиянина система образования;
  • жизнь вне пределов родины;
  • своеобразный менталитет финнов;
  • сложность изучения финского языка.

Обучение в Финляндии даёт огромные перспективы для трудоустройства и жизни в экономически развитых странах. Правительство этого небольшого государства вкладывает немалые средства в образование, так как заботится о будущем своей родины и понимает, что сегодняшнее молодое поколение, его уровень образованности, культуры, коммуникабельности будет определять завтрашний день Суоми. Вход в учебные заведения открыт и для иностранцев, которые в будущем смогут сделать свой вклад в развитие этой страны или повысить её престиж за рубежом. Подводя итог, следует порекомендовать будущим абитуриентам, которые хотят получит образование в Финляндии, хорошо взвесить все за и против. Каждый найдёт в нём для себя ещё множество собственных плюсов и минусов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.