- Обучение в России для граждан Казахстана
- Условия поступления в вуз для казахстанцев
- Документы, необходимые для поступления
- Дистанционное образование
- Культурное погружение
- Адаптационные проблемы: причины и пути решения
- Виза и регистрация
- Льготы для граждан Казахстана, обучающихся в России
- Обучение в рамках квот
- Порядок приема
- Социальные и образовательные услуги для мигрантов: законное основание
- Приспособление к другому языку
- Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России
- Адаптация к новым образовательным условиям
- Как может взаимодействовать мигрант и принимающая сторона
- Как и куда поступать
- На что жить
- Кого называют мигрантом
- Узнай о вариантах финансирования
- Варианты обучения
- Обучение за счет средств госбюджета
- Обучение на коммерческой основе
- Что влияет на процесс адаптации
Обучение в России для граждан Казахстана
Республика Казахстан на протяжении многих лет выступает надёжным союзником и партнёром России. Большое количество подписанных между нашими странами договоров о сотрудничестве – лишнее тому подтверждение. Промышленность, экономика, торговля – вот далеко не полный список областей, в которых Россия и Казахстан придерживаются единой политики. Не стала исключением и социально значимая сфера образования.
Условия поступления в вуз для казахстанцев
В принципе для абитуриентов из Казахстана не предусмотрено никаких особых условий: они могут поступать в вузы на тех же условиях, что и россияне, проходя аналогичные вступительные процедуры. Однако есть существенное отличие от порядка поступления, предусмотренного для граждан из многих других иностранных государств.
Международным соглашением предусмотрено, что аттестаты о среднем/среднем специальном образовании, полученные в Казахстане, принимаются наравне с российскими, и процедуру признания этих документов проходить не нужно.
Единственное обязательное требование – это перевод аттестата на русский язык, обязательно заверенный нотариусом в России либо российским консульством в Казахстане.
Документы, необходимые для поступления
Российские вузы предусматривают образование по программам специалитета, бакалавриата или магистратуры. Программа обучения и звание, присваиваемое по окончании вуза, зависит от конкретной специальности.
В последнее время образовательные учреждения стали активно переходить на формат обучения бакалавриат-магистратура. Это значит, что, отучившись 4 года, студент получает диплом и звание бакалавра, после этого решает, поступать ли в магистратуру, обеспечивая себе ещё 2 года обучения с присвоением степени магистра. При этом стоит отметить, что магистратура в России для казахстанцев доступна при условии, что соискатель уже закончил обучение по программе бакалавриата и имеет соответствующий документ.
Для поступления в российский вуз нужно предоставить такой комплект документов:
- анкета-заявление (бланк, образец);
- документ об образовании, переведённый на русский язык и нотариально заверенный;
- медицинская справка (образец);
- сертификат/справка об отсутствии ВИЧ-инфекции (образец);
- свидетельство о рождении;
- фото 40×60 мм – 6 штук (требования к фото).
Дистанционное образование
Всё большую популярность набирает дистанционное образование. Название этой формы обучения говорит само за себя: от студента не требуется физическое присутствие на лекциях, конспектирование материала и посещение семинаров.
Дистанционное обучение в России для казахстанцев – прекрасная возможность получить диплом российского вуза, совмещая учёбу с работой, декретным отпуском или другими жизненными задачами. Основное удобство заключается в том, что учиться можно в любом месте и в любое время, главное – наличие бесперебойного интернета. Однако такой метод получения образования подходит далеко не всем, поскольку студент просто обязан обладать высокой степенью самоорганизации.
Культурное погружение
Самая большая ошибка, которую могут совершить иностранные студенты в России (и часто совершают), — сбиваться в кучки по национальной принадлежности и тусоваться со своими. Это проще и комфортнее, но так и язык хуже учится, и многие неочевидные прелести страны пребывания можно упустить. Поэтому имеет смысл общаться с русскими студентами, почаще спрашивать у них совета и выходить с ними в город на разные мероприятия
При этом достаточно важно с самого начала выбрать правильный тон общения: практика показывает, что обычная нейтральная русская интонация разговора иностранцами воспринимается как грубая — и, соответственно, обычная вежливая интонация экспата может звучать для русских как заискивание. Так что стоит искать золотую середину, чтобы звучать достаточно вежливым, но уверенным в себе
Еще хорошо делать поправку на отношение к личному пространству — американцу или англичанину может показаться, что русские все время лезут на чужую территорию и толкаются, а представитель Юго-Восточной Азии, наоборот, может, смутить местного студента, стоя слишком близко к нему.
Для того, чтобы быстрее находить общий язык с ровесниками, полезно ориентироваться в популярных мемах, знать классические неустаревающие анекдоты (вроде «не путать туризм с эмиграцией» или про медведя, который сел в машину и сгорел) и уместно использовать сленговые выражения. А вот бездумно пользоваться русским матом не стоит, хотя имеет смысл сразу научиться различать обсценные эпитеты, обозначающие нечто очень хорошее и нечто очень плохое. Знание российской музыки тоже может стать неплохим поводом для общения и способом проявить симпатию к другой культуре — только надо изучить окружение: кого-то еще греет мысль, что Цой жив, а к кому-то проще подкатить с цитатой из Noize MC или Оксимирона.
Адаптационные проблемы: причины и пути решения
Мигранты часто выполняют низкооплачиваемую работу. Отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к тому, что семья не способна оплатить как собственное образование, так и образование детей. Опыт и знания, которые передают родители ребенку, в большинстве своем не соответствуют требованиям окружающей действительности, традициям культуры страны пребывания. Таким образом, нередко поведение детей мигрантов расходится с принятыми нормами, что вызывает негативную реакцию общества.
Взрослый человек является сформированной личностью, поэтому он может сохранить себя и при этом быть гибким, изменяться под влияние самых разных факторов. С детьми все намного сложнее.
Они находятся на стадии становления личности. На них влияет семья и общество, которое оказалось новым. Часто бывает, что семейные ценности вступают в противоречие с существующими в стране пребывания. Такое противоречие должно быть разрешено немедленно, иначе ребенок может сформироваться асоциальной личностью.
Рассматривая социально-педагогические проблемы детей мигрантов, важно отметить сложности отношений ребенка и учителя: проявление ксенофобии (отрицательное отношение к людям другой национальности) со стороны педагога. Кроме того, маленькие переселенцы сталкиваются еще с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, трудности в освоении школьной программы, сниженная самооценка
Культурные различия в способах невербальной коммуникации нередко становятся причиной конфликтов между детьми разных национальностей.
Таким образом, у ребенка формируется представление об окружающем социуме, как об унижающем, отвергающим, что провоцирует возникновение межгрупповой враждебности.
Знания, которые ребенок черпает из семьи, – это первичная социализация. Однако в разрешение вышеописанных проблем ближайшее окружение помочь не может, потому что родители и сами не до конца знакомы с культурой, нормами и языком новой страны. Поэтому в этом случае ребенку может помочь именно принимающее общество. Педагоги должны научить детей мигрантов взаимодействию и сотрудничеству, прежде всего, в классном коллективе. Именно эти навыки помогут адаптироваться к новому обществу.
Виза и регистрация
После того как абитуриент получил письменное приглашение в вуз, он должен обратиться в посольство РФ в своей стране за студенческой визой. Понадобятся следующие документы:
- заполненное по форме заявление,
- 3 фотографии (3×4 см),
- оригинал письменного приглашения вуза,
- медицинский документ (сертификат, справка) о состоянии здоровья,
- сертификат о пройденном тесте на ВИЧ/СПИД (эта опция приводит в изумление многих, но в США тоже есть такая практика),
- аттестат или документ, подтверждающий завершение полного среднего образования,
- выписка с банковского счета, подтверждающая полную оплату стоимости обучения (для студентов, приезжающих в Россию первый раз). Либо документ, подтверждающий, что студент будет учиться за счет государства.
К моменту въезда в страну и официального принятия в университет список необходимых документов заметно расширяется: естественно, добавляется паспорт (действительный не менее двух лет), виза, миграционная карта (ее дадут в самолете или аэропорту, и ее обязательно нужно проштамповать у пограничника сразу после прибытия), оригинал школьного аттестата (легализованный в МВД родной страны и российском посольстве), плюс две нотариально заверенные посольством копии аттестата — на всякий случай, плюс еще две такие же копии, переведенные на русский, медицинский сертификат о состоянии здоровья (оригинал и перевод), 15 черно-белых матовых фотокарточек 3×4. И, да, не забудьте сертификат об отсутствии ВИЧ/СПИД (также на двух языках).
Льготы для граждан Казахстана, обучающихся в России
Казахстанцы, получающие образование в российских вузах и желающие остаться в России, пользуются некоторыми преференциями, касающимися оформления гражданства
Важно, что льготы не касаются получения разрешения на временное проживание и вида на жительство – процедура оформления этих документов стандартна.
. Условия получения гражданства в упрощённом порядке для студентов из Казахстана, обучающихся в вузах РФ:
Условия получения гражданства в упрощённом порядке для студентов из Казахстана, обучающихся в вузах РФ:
- наличие действующего вида на жительство: в отличие от общего порядка, не требуется ждать пять лет, прежде чем подать заявление о вступлении в гражданство. Обратиться в МВД можно в любой момент, если соблюдено второе условие;
- осуществление трудовой деятельности на территории РФ в течение как минимум трёх лет до момента подачи ходатайства.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения составляет три месяца с момента подачи документов.
Обучение в рамках квот
Получить бюджетное место в российском вузе иностранный абитуриент может только на конкурсной основе. Ответственность за отбор кандидатов возложена на Россотрудничество, которое получает наборы документов, сформированные на местах под руководством местных органов образования.
Все кандидаты на поступление в российский вуз получают право выбрать до шести учебных заведений (не более двух в одном регионе), где бы они хотели учиться. Не допускается выбор только одного вуза, минимальный порог – три учебных заведения. Если же ни одно из учебных заведений данного кандидата не выбрало, Россотрудничество имеет право самостоятельно выбрать для такого иностранного гражданина место его учебы.
Порядок приема
Порядок приема иностранных граждан на обучение на российской территории предусматривает рассмотрение соответствующих запросов Министерством образования и науки. В случае положительного решения кандидат будет уведомлен о зачислении в высшее учебное заведение. При этом все расходы по проживанию и непосредственно оплате обучения российская сторона берет на себя. Студент также получает право на стипендию.
Иностранцы, которые недостаточно владеют государственным языком, могут пройти подготовительные курсы. Обычно этот период занимает год, который в срок обучения не входит. По окончании курсов кандидаты сдают экзамены, при несдаче они могут быть отчислены.
Если выбранная специальность требует сдачи дополнительных экзаменов, абитуриент также может пройти подготовительный курс по программе этого предмета.
Для того чтобы въехать в РФ для сдачи вступительных экзаменов из визового государства, кандидат может получить обычную туристическую визу на весь период вступительной кампании. Оплата основных расходных статей за проезд и проживание в этом случае осуществляется за счет студента.
Требования к обучению иностранных граждан в РФ предполагают, что для получения степени бакалавра кандидату необходимо иметь уже законченное полное среднее образование, для обучения в магистратуре понадобится подтвердить наличие диплома бакалавра, а поступить в аспирантуру можно только при наличии диплома магистра.
Особыми правами могут воспользоваться кандидаты в рамках программы «Соотечественник», при условии, конечно, что они смогут доказать свое российское происхождение.
Социальные и образовательные услуги для мигрантов: законное основание
Статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что иностранцы на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, прописанных в федеральном законе.
Для того чтобы воспользоваться своими правами в России, мигрант должен легализировать своё нахождение. Документы, подтверждающие законность пребывания на территории РФ, – миграционная карта, временная регистрация. «Легальный» мигрант имеет право на социальную поддержку, за которой можно обратиться государственные органы социальной защиты по месту регистрации. Там оказывают следующие виды услуг:
- социально-бытовые (питание, одежда, обувь, предметы первой необходимости, организация досуга);
- медицинские;
- психологические;
- педагогические (профилактика отклонений в поведении и развитии, оказание помощи в воспитании детей);
- трудовые (содействие в трудоустройстве);
- правовые (юридические услуги, в том числе и бесплатные).
В соответствии с Конституцией РФ на трудовых мигрантов распространяются положения об охране труда, специальные положения, которые касаются условий труда женщин и подростков, имеющих право на социальные пособия и отдых.
Согласно закону «Об образовании», дети иностранцев в РФ имеют право на школьное образование. Если родители ребенка желают, чтобы он обучался в российском общеобразовательном заведении, его примут в школу по месту жительства и регистрации. Однако семья должна иметь документы, разрешающие проживание и работу в России, это может быть патент, РВП или ВНЖ. Отметим, что в Москве и других городах РФ созданы специальные Центра помощи семье и детям, где можно пройти подготовку к поступлению в российскую общеобразовательную школу.
Приспособление к другому языку
Обучение русскому языку считается главным способом интеграции иностранцев в российскую среду. По этой причине некоторые учебные заведения в Москве имеют так называемый «этнокультурный уклон» и рассчитаны на учеников из других стран. В таких школах организованы ШРЯ (школы русского языка) – годичные курсы, после которых иностранный ребенок, до этого не знавший русский, сможет учиться по обычной общеобразовательной программе.
Детей делят на четыре группы по возрастам – 6-7, 8-9, 10-12 и 13-14 лет. Основные предметы – грамматика, фонетика и языковая практика. Также в первой половине дня еще добавляются уроки труда и физкультуры. Домашние задания юные студенты также делают в школе во второй половине дня. Поскольку дома ребенку вряд ли смогут помочь родители, эту миссия возлагается на плечи педагогов.
Интересно, что совместно с учащимися школы дети-мигранты занимаются в различных кружках – спортивных, музыкальных, художественных. Во втором полугодии еще добавляется программа «Обычаи и традиции русского народа», русская история, география.
По завершению ШРЯ для каждого ученика разрабатываются рекомендации для обучения в общеобразовательной школе
Однако очень важно, что и в дальнейшем продолжалось психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. 70% маленьких иностранцев продолжают обучаться в том же учебном заведении, при котором функционирует ШРЯ
Отметим, что на такие курсы берут детей до 14 лет. Для тех, кто старше, есть вечерние школы русского языка.
Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России
Целью адаптационных мероприятий является создание условий для эффективной интеграции детей мигрантов. Основные задачи:
- сохранность психического здоровья;
- обеспечение успешности вхождения в инокультурную среду;
- формирование толерантности к обществу, в котором происходит социализация.
Для решение вышеуказанных задач проводятся следующие мероприятия:
- Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
- Индивидуально-групповые занятия по изучению русского языка.
- Выявление интересов и талантов ребенка, с целью вовлечения во внеурочную деятельность.
- Диагностика личностной сферы, на основании которой составляется психолого-педагогическая характеристика детей мигрантов.
- Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении.
- Тренинги, направленные на сплочение коллектива.
- Занятия по коррекции межличностных отношений.
- Привлечение юных переселенцев к участию в классных и школьных мероприятиях.
Родителям-мигрантам следует всячески содействовать процессу адаптации своих детей на новом месте жительства, понимая, что их чаду намного сложнее, чем им. По возможности необходимо найти квалифицированного консультанта, с которым можно будет советоваться относительно процесса аккультурации ребенка.
После переезда нужно найти возможности включить в круг общения детей как «своих», так и новых знакомых. Именно надежные друзья из принимающей среды – показатель успешной адаптации
Родители должны акцентировать внимание только на мирных способах решения любых конфликтов и подчеркивать, что конфронтация вредна для обеих сторон.
Семья, переезжающая с подростком, должна учитывать, что в этом возрасте такая смена места жительства, обстановки, круга сверстников нанесет травму ребенку.
По этой причине, нужно будет уделять особое внимание признакам, как успеха, так и стресса подростка
Если вокруг ребенка начали складываться ситуации дискриминации, важно обсуждать их в семейном кругу, возможно, иногда прибегать к помощи специалиста. Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены
А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего.
Адаптация к новым образовательным условиям
Время адаптационного процесса может занимать от года до четырех лет. Детям, которые пережили «культурный шок», не знают русского языка трудно стать полноценными участниками образовательного процесса. Сегодня в РФ существуют экспериментальные школы, специально работающие с учащимися-мигрантами, однако их мало.
В некоторых случаях в обычных общеобразовательных заведениях открывают классы коррекции, которые состоят полностью из детей мигрантов. Но отношение учителей к такому решению проблемы неоднозначное. Чаще всего учащиеся включаются в учебный процесс не с 1 класса, могут прийти в середине года и покинуть образовательное учреждение в любое время из-за изменения мест проживания.
Чтобы ребенок смог адаптироваться к новой для него условиям, он должен попасть в развивающую образовательную среду.
Важную роль в этом играет именно учитель, который должен овладеть арсеналом навыков, которые могут образовать нужную среду, и осуществлять опосредованное управление развитием и формирование личности маленького мигранта.
На процесс адаптации к новым образовательным условиям влияет микроклимат классного коллектива, позиция ребенка-мигранта в учебно-воспитательном процессе (активный субъект) и др. Поможет преодолеть трудности личные беседы учителя и иностранного ученика, работа в группе, знакомство класса с традициями одноклассника-мигранта.
Как может взаимодействовать мигрант и принимающая сторона
Повседневные бытовые взаимосвязи переселенцев и местного населения складываются в разных сферах жизнедеятельности: в трудовом или детском коллективе, по месту жительства, в общении. Первое время мигранты стараются держаться вместе и, возможно, не вступать в контакт коренными жителями. Такое поведение может иногда настораживать местное население, но следует понимать, что это – защитная реакция.
Чем больше будет возможности для взаимодействия, тем быстрее исчезнут культурные, этнические, языковые барьеры. Со стороны коренного населения требуется больше принятия, а со стороны переселенцев – открытости и желания идти на контакт.
Появление мигрантов создает новую ситуацию в месте проживания принимающего общества. Местные жители могут считать пришлых посягателями на их права, для реализации которых они же создали благоприятные условия. Серьезные трудности возникают тогда, когда принимающая сторона считает мигранта недостойным этих прав, потому что он ничего не вложил в условия их реализации.
Еще одна проблема взаимоотношений – фактор ксенофобии и мигрантофобии. Он возникает под влиянием установок и этнических стереотипов. Таким образом, местное население относится к мигрантам, как к угрозе социальной безопасности.
Причиной конфликтов часто становится попытка переселенцев утвердиться в статусе местных жителей.
Особенно остро стоит вопрос в той местности, где концентрация мигрантов достигает критической отметки. Разногласия могут возникать на религиозной, мировоззренческой, культурной почве.
На поведенческие модели переселенцев к местному населению влияет вариант социального статуса мигранта, степень его интегрированности в принимающее общество, этнический статус. Эти же факторы влияют и на отношение коренных жителей к пришлым.
Как и куда поступать
Выбор в основном ограничивается двумя факторами: знанием языка (не при всех вузах работают подготовительные языковые школы, и некоторые сложные программы — например, естественнонаучные — будут труднодоступны для студентов даже с неплохим русским) и финансовыми возможностями: можно идти на платное отделение, и тогда список вариантов практически безграничен, а можно подать заявку на бесплатное обучение. Каждый год Минобрнауки совместно с Россотрудничеством (это организация, отвечающая в том числе и за имидж российского образования и науки за рубежом) объявляют квоты на бесплатные учебные места для иностранцев. Для того чтобы попасть в квоту, кандидаты должны успешно пройти тестирование или олимпиаду в своей стране либо же отличиться за счет каких-то особых талантов.
Отбор состоит из двух этапов. Вначале абитуриенты подают заявления, в которых нужно указать не менее трех и не более шести российских вузов, где они хотели бы учиться. Чтобы помочь ребятам сориентироваться, список вузов с опциями обучения для зарубежных студентов указан — разброс от МАМИ и РУДН до алтайских и калмыцких университетов. На том же сайте можно узнать, какой уровень языка требуется, как работают подготовительные языковые курсы и какие иностранные специалисты уже выпускались из этого учебного заведения. Сроки подачи заявлений зависят от страны — например, если студенты из СНГ в этом году должны были сдать анкеты до 1 марта, то у жителей Африки и Азии было время до 1 мая.
На что жить
На Минобрнауки для иностранных студентов говорится, что среднемесячные расходы на жизнь в России будут составлять от $250-350 для Москвы и Питера (не считая первого месяца, где на необходимые бытовые закупки придется выложить примерно $500) и от $120 для провинциального города. Даже с учетом нынешнего курса доллара это звучит очень оптимистично — допустим, на общежитии можно сильно сэкономить, но питание и одежда все-таки стоят недешево, а обилие интересных мероприятий в мегаполисах, хоть и со студенческой скидкой, тоже бьет по карману. Академическая стипендия (на которую могут претендовать как бюджетники, поступившие по квотам, так и студенты из зарубежных вузов, приехавшие на стажировки) всех расходов не покроет.
Кого называют мигрантом
Мигрантом – лицо, которое меняет место жительство в одном государстве или переезжает в другое, а сам процесс называют миграцией. На сегодняшний день иностранные граждане мигрируют в Россию с целью получить статус беженца, временное убежище или проживать на территории РФ, согласно установленного порядка.
Причиной переселения чаще всего становятся сложные жизненные ситуации, ухудшение условий быта, угроза жизни и здоровью в родном регионе или стране. Однако очень часто в поисках счастья в другом государстве, мигранты получают еще большие проблемы: трудности с работой, жильем, отсутствие полноценных прав. Переселенец разочаровывается и замыкается в себе, что только ухудшает его положение.
Основная причина, мешающая интеграции в новое общество – проблема социокультурной адаптации. Ведь вместе с местом жительства мигранту предстоит изменить свои привычки, язык, мировоззрение, образ жизни. Особенно остро это переживают дети, которые чувствуют себя незащищенными, попадая в новую группу сверстников, взрослых людей.
Узнай о вариантах финансирования
Средства физических лиц (собственные средства поступающих)
Средства юридических лиц (спонсоров – компаний, фондов, грантодателей)
Обучение за счет средств бюджета РФ
Варианты обучения
- Обучение по контракту
-
- Финансирование
- Средства физических лиц (собственные средства поступающих)
- Средства юридических лиц (спонсоров – компаний, фондов, грантодателей)
- Абитуриенты
- Из всех стран
- Куда могут поступать
- Все университеты России (государственные и частные)
- Где узнавать информацию и куда подавать документы
- Университеты (международные отделы, приёмные комиссии)
- Госстипендия (квота правительства РФ)
-
- Финансирование
- Обучение за счет средств бюджета РФ
- Абитуриенты
- Из стран, которым выделена квота в текущем учебному году, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом
- Куда могут поступать
- Государственные вузы
- Где узнавать информацию и куда подавать документы
- Представительства Россотрудничества, российские посольства в вашей стране
- Обучение на равных правах с гражданами РФ (на общих основаниях, конкурсной основе)
-
- Финансирование
- Обучение за счет средств бюджета РФ
- Абитуриенты
-
- Некоторые категории иностранцев *
- Соотечественники, проживающие за рубежом **
- Переселенцы ***
- Куда могут поступать
- Вузы, которым выделены бюджетные места
- Где узнавать информацию и куда подавать документы
- Университеты (международные отделы, приёмные комиссии)
Абитуриенты
Из всех стран
Из стран, которым выделена квота в текущем учебному году, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом
- Некоторые категории иностранцев **
Категории иностранных граждан, имеющих право на поступление на бюджетные места- Граждане Азербайджанской Республики, Киргизской Республики, Украины, Туркменистана, Республик Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, постоянно проживающие на территории России в момент поступления в вуз (Соглашение 1992 года).
- Граждане Грузии, постоянно проживающие в России (Соглашение 1994 года).
- Граждане Киргизской республики, Республик Беларусь, Казахстан, Таджикистан, проживающие на территории своих стран (Договор 1996 года).
- Соотечественники, проживающие за рубежом ****
Российское законодательство относит к соотечественникам, проживающим за рубежом, следующие категории граждан (Федеральный закон 1999 года):- Россияне, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
- Представители народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации. К ним, в частности, относятся бывшие граждане СССР.
- Эмигранты из Российского государства, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующее гражданство, а также их потомки.
- Переселенцы ******
В данном случае имеются в виду участники госпрограммы по добровольному переселению в Российскую Федерацию (Указ Президента 2006 года) – совершеннолетние соотечественники, проживающие за рубежом. Для подтверждения статуса им выдают государственные свидетельства установленного образца.
Несовершеннолетние переселенцы получают статус члена семьи участника программы, данные о них указываются в его свидетельстве.
Куда могут поступать
766 вузов
Все университеты России (государственные и частные)
Государственные вузы
Вузы, которым выделены бюджетные места
Где узнавать информацию и куда подавать документы
Университеты (международные отделы, приёмные комиссии)
Представительства Россотрудничества, российские посольства в вашей стране
Университеты (международные отделы, приёмные комиссии)
Иностранцы, как и россияне, могут учиться в высших учебных заведениях России за счет бюджета правительства РФ или на коммерческой основе.
Обучение за счет средств госбюджета
Существует три варианта поступления на бюджетные места, финансируемые российским правительством. Кандидаты могут:
- стать победителем одной из олимпиад, проводимых в России или за рубежом;
- сдать ЕГЭ или вступительные экзамены;
- пройти конкурсный отбор на госстипендии (квота).
Обучение на коммерческой основе
При наличии собственных средств на обучение абитуриенты могут выбрать понравившееся учебное заведение и связаться с его представителями. Чаще всего университеты просят прислать первичную заявку по электронной почте, сопроводив ее соответствующими документами.
Что влияет на процесс адаптации
Можно выделить две группы факторов, которые оказывают влияние на продолжительность процесса адаптации ребенка: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). К первой группе, прежде всего, относится возраст. Младшие школьники быстрее привыкают к новой среде, чем старшеклассники. Важную роль играет пол ребенка: мальчики легче переносят подобные перемены, чем девочки. Внутренним фактором преодоления культурного шока являются особенности личностных качеств детей мигрантов.
Одним из важных внешних факторов являются особенности культуры, к которой ранее относился маленький эмигрант. Например, ребенок – представитель большой страны адаптируется хуже, чем переселенец из других стран, потому что считает, что приспосабливаться должен не он, а другие. Влияет на процесс адаптации также условия, сложившиеся в стране пребывания: дружелюбное ли отношение местных жителей, готовы ли они оказать помощь, общаться.