Миграционная политика России

Государственная миграционная политика в современной России

Свобода передвижения и выбора места жительства стала основой государственной миграционной политики наших дней. Гражданин РФ, а также иностранец или апатрид, легально пребывающий в России, имеет право свободно пересекать границу. Только решение суда может ограничить передвижение граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, в случае если имело место нарушение миграционного законодательства. Гражданин РФ не может быть выслан из страны принудительно, это запрещено законом. Согласно источникам миграционного права, депортация и административное выдворение может быть применено только к представителям других стран и лицам без гражданства.

С того момента, как миграционная политика государства кардинально изменилась, исчезло такое понятие как «прописка» (хотя многие люди по-прежнему используют такой термин).

С 1993 года Законодательство РФ не требует наличия прописки, на ее место пришла так называемая регистрация по месту пребывания или проживания. В категорию государственного миграционного учета входит:

  • Регистрация по месту временного проживания;
  • Регистрация по месту жительства;
  • Учет по месту временного нахождения.

Данные операции никаким образом не ограничивают права и свободы людей, они выполняют только лишь уведомительную функцию. Это необходимость, вызванная острой проблемой незаконной миграции и предусмотренная миграционным законодательством России.

Каждый гражданин РФ обязан пройти регистрацию в течение семи дней с момента переезда на новую жилплощадь, и в течение 90 дней с момента приезда на новое место пребывания. Если в страну приезжает иностранный подданный или апатрид, ему вручают миграционную карту, которая должна быть предъявлена на границе по возвращении. Нарушения миграционного законодательства со стороны иностранцев и апатридов может стать причиной возникновения серьезных проблем, вплоть до депортации и административного выдворения. Это лишь малая часть всех тонкостей и нюансов современной государственной миграционной политики.

Основные проблемы современной миграционной политики

Согласно концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года, одной из наиболее животрепещущих проблем в стране является внутренняя миграция. Люди покидают менее развитые регионы и стремятся в крупные города с многомиллионным населением, которые и так страдают от переизбытка рабочей силы и нехватки рабочих мест. В силу таких обстоятельств возникает нарушение баланса, который частично удается восстанавливать благодаря государственной программе репатриации. Законодательство предусматривает, что в случае переезда в приоритетные для России регионы, репатрианты получат крупные денежные выплаты.

Читайте так же:  УЭК и загранпаспорт

Также существенной проблемой является нелегальная миграция. Ежегодно сотни тысяч нелегалов незаконно прибывают в страну, отнимая рабочие места у российских граждан. Помимо этого, нелегалы работают не официально и не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами, оплаченными полноправными гражданами страны. Все это приносит огромные убытки РФ.

Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно жесткие меры наказания для нарушителей. Например, даже незначительное нарушение срока пребывания в стране может стать основанием для депортации или административного выдворения, а согласно Законодательству, после таких мер пресечения нарушитель не имеет права приехать в Россию в течение 5 лет.

https://youtube.com/watch?v=yd3J709R9xk%3Ffeature%3Doembed

Также существует такая проблема как «утечка мозгов» — эмиграция высококвалифицированных специалистов. Данный вопрос был особо актуален после распада СССР, но история повторяется и сейчас требует особого внимания и эффективных методов решения. Отечественная промышленность не всегда может обеспечить всех специалистов рабочими местами, поэтому им не остается ничего другого, кроме как отправиться за рубеж. Концепция миграционной политики на период до 2025 года рассчитана и на решение этого вопроса, так что в течение скорого времени все может быть урегулировано.

Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.

Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянна испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчиты­вается и утверждается в стране-импортере

Читайте так же:  Институт имени Гете

При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание; состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и со­циальная обстановка в стране-импортере.

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется принимающих странах путем использования различных методов ( целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессио­нальной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специ­альности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность иммигранта — качественный признак, диффе­ренцированный в зависимости от национального состава прини­мающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят [5, c. 228]:

— требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

— дополнительные профессиональные требования, относящие­ся к ряду специальностей или профессий (в США, напри­мер, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соот­ветствующими компьютерными системами);

— ограничения личностного и психологического плана. Так, на­пример, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других при­оритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, тре­бования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров вы­ражается также в предоставлении льгот отдельным категориям ми­грантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным пра­вом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесме­ны, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабо­чей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам законода­тельством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы) стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не администра­тивные) стимулы (предоставление материальной помощи и возмож­ности приобретения профессии и т.п.).

Читайте так же:  Куда лучше съездить в России

Основные виды миграции

Прежде чем начать изучение государственной миграционной политики России, следует знать все основные виды миграции. Стоит отметить, что данные термины не претендуют на звание непреложной истины, так как в разных странах определения могут различаться.

В зависимости от направления:

  • Внутренняя;
  • Внешняя.

К данным категориям относятся такие термины как эмиграция, иммиграция, реэмиграция и репатриация.

В зависимости от характера миграции:

  • Вынужденная;
  • Добровольная.

В зависимости от охвата территории:

  • Межконтинентальная (сюда же относится переезд из одного макро-региона в другой);
  • Внутриконтинентальная.

В зависимости от срока пребывания:

  • Временная:
  • Постоянная.

Особенные виды миграции:

  • Маятниковая (подразумевается регулярное перемещение по одному и тому же маршруту);
  • Кочевничество.

Наиболее важным аспектом является трудовая миграция, причем данный термин может соответствовать всем вышеперечисленным понятиям. Согласно международному праву, трудовые мигранты могут беспрепятственно перемещаться из страны в страну (разумеется, согласно законодательству принявшего их государства).

Современное миграционное право РФ предусматривает 4 главных канала для трудовых мигрантов. За основу взята временная трудовая миграция, так как постоянная подразумевает получение гражданства, что кардинально меняет дело. Согласно миграционному законодательству России, существуют три типа документов разрешительного характера для трудовых мигрантов:

Стандартные разрешения на осуществление трудовой деятельности.

  • Из числа ежегодно начисляемых квот;
  • Помимо квот, в особом порядке выдаваемые высококвалифицированным специалистам.

Патенты. Они могут быть получены только гражданами стран, с которыми РФ подписала договор о безвизовом въезде.

Отдельная категория – граждане из стран, входящих в Таможенный союз. Таким людям не нужно получать разрешение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.